Автомобиль Михаила Прохорова прошел госприемку

Идеей Михаила Прохорова создать автомобиль будущего заинтересовался премьер-министр Владимир Путин. Теперь бизнесмену придется реализовывать проект в Тольятти
М.Стулов

Предмет обсуждения очень серьезный, будут приняты институциональные решения. Вот Прохоров нас порадовал. Так завлекательно рассказал об удивительном автомобиле будущего. Просто как фантастический роман», – поделился с «Ведомостями» член правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, первое заседание которой прошло вчера под руководством Путина. После обсуждения закона об инновациях Путин объявил следующий пункт повестки: «А теперь Михаил Дмитриевич расскажет нам про интересный проект. Я про него уже слышал, считаю его очень интересным».

«С удовольствием», – ответил Прохоров и рассказал министрам и чиновникам об автомобиле будущего – дешевом, простом и удобном. За ним большое будущее, убеждал он: в мире 1,5 млрд машин, которые можно поменять.

Группа «Онэксим» Прохорова с холдингом «Яровит» собираются создать серийное производство массового гибридного автомобиля (см. врез). Задача – сделать машину c розничной ценой в 8888 евро, рассказывал в феврале президент «Яровита» Андрей Бирюков. $10 000, уценил вчера Прохоров.

Правительство одобрило проект, подвел итоги комиссии Прохоров: завод в Тольятти откроется в начале 2011 г., а с середины 2012 г. начнется выпуск автомобилей.

«Тольятти как базу для проекта Прохорову предложили в правительстве, – рассказывает чиновник Белого дома. – Там как раз много квалифицированных кадров и есть отличная площадка – «АвтоВАЗ». Моногороду Тольятти как воздух необходимо открытие новых производств».

Пока принято только принципиальное решение, что площадка будет в Тольятти, какая именно – еще предстоит решить, уточняет представитель «Онэксима». Прохоров говорил только о строительстве завода в Тольятти, с «АвтоВАЗом» это никак не связано, заявил «Ведомостям» топ-менеджер «АвтоВАЗа» (представитель завода от комментариев отказался). Проект не связан с «АвтоВАЗом», подтверждает Бирюков, это будет абсолютно новое производство. По его словам, в Тольятти партнеры собираются выпускать только легковую машину, а грузовики – в Петербурге, где у холдинга есть участок земли.

Прохоров уже второй раз представляет проект на высоких комиссиях, рассказывает чиновник правительства, дебют состоялся на президентской комиссии по модернизации. У президента презентация была гораздо скуднее – всего два слайда показал, говорит сотрудник администрации президента.

«Рассказ Прохорова понравился, но информации пока очень мало, чтобы оценить перспективы проекта», – считает высокопоставленный чиновник правительства, прослушавший вчера презентацию. Прохоров предлагает интересную идею, солидарен высокопоставленный чиновник Минпрома, но «про бизнес в ней ничего нет».

Минпромторг и Минэкономразвития даже не внесли проект Прохорова в стратегию развития автопрома до 2020 г., которую сегодня рассмотрит президиум правительства. «Трудно в концепцию вписать мечту», – объясняет чиновник Минпромторга.

«Это бизнес-проект», – настаивает Прохоров, предполагая получить прибыль через 4–5 лет. Этой идеей «Онэксим», по его словам, занимается уже 1,5 года, чтобы ее получить, анализировали работы многих автоконцернов, саму идею нашли в США. «За проектом реальное будущее», – спокоен Прохоров.

Срок окупаемости новой платформы при условии выпуска на ее базе 1 млн машин в год – около пяти лет, оценивает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. Консорциум «Онэксима» и «Яровита» заявляет более скромные параметры проекта, значит, срок окупаемости сильно затянется, полагает эксперт.

Чиновники настороженно приняли проект Прохорова, рассказывает чиновник аппарата правительства: «Но с идеей работать придется». Сам Прохоров к этому относится спокойно: «Мы пока справимся сами». Ему нужны от государства не деньги, а поддержка: упрощение режима сертификации, чтобы многие могли собирать эти автомобили, развитие рынка сжиженного природного газа и помощь с обеспечением квалифицированными кадрами. Популярность нового автомобиля сильно зависит от развития сети газовых заправок, количество которых, особенно в регионах, невелико, согласен Агибалов.