Сотовые операторы могут надеяться только на мобильные приложения

В ближайшие годы основную часть выручки на зрелых рынках сотовым операторам будет приносить не голосовая связь, а продажа мобильных приложений. К такому выводу пришло аналитическое подразделение журнала The Economist, опросив крупнейших операторов
С.Портер

Операторы сотовой связи полагают, что крупнейшим источником их дохода в ближайшие три года станут платные загрузки мобильных приложений. При этом поставщикам контента, вероятно, придется платить им за льготный режим доступа к сотовым сетям, а это заставляет многих опасаться нарушений принципа нейтральности.

Голос впереди. 20%

примерно столько зарабатывают на дополнительных услугах крупнейшие сотовые операторы России – МТС, «Вымпелком» и «Мегафон»

Опросив топ-менеджеров крупных сотовых компаний, исследовательская организация Economist Intelligence Unit пришла к выводу, что в 2013 г. основную часть доходов этих операторов будет составлять продажа контента. Сейчас 70% доходов приносит голосовая связь. Многие из респондентов полагают, что потребители будут тратить все больше времени на социальные сети, просмотр видео и мобильные игры, и, чтобы справиться с растущими потоками данных, операторам понадобятся дополнительные инвестиции. Между тем значительная часть доходов от этого бизнеса будет доставаться поставщикам контента.

«Сотовые операторы возвращаются к идее о том, что во главе угла стоит контент, – говорит Наташа Гуд, партнер юридической конторы Freshfields Bruckhaus Deringer, по чьей инициативе проводилось исследование. – И задают себе вопрос: будем мы выполнять лишь роль «трубы» для доставки контента или можем рассчитывать на долю этого пирога?»

По мнению 55% опрошенных, у операторов должна быть возможность назначать плату за изменение приоритетов сетевого трафика, 38% считают, что более обоснованна нынешняя модель, не дающая операторам такой возможности. Изменение приоритетов для определенных видов трафика противоречило бы принципу «нейтральности сети», на котором до сих пор основывались регулирующие нормы. Подразумевается, что все пакеты информации, передаваемые через сети конечным пользователям, должны обрабатываться одинаково. Споры о манипулировании приоритетами для отдельных видов трафика обострились после того, как Google и Verizon совместно предложили изменить нынешнюю систему, сделав передачу отдельных видов трафика более дорогой. Некоторые европейские телекоммуникационные компании, включая France Telecom и Telefonica, заявили, что популярные сайты вроде YouTube должны компенсировать им затраты на обработку дополнительного трафика. «Это совершенно ненормальная ситуация, противоречащая экономической логике, когда Google пользуется нашей сетью, ничего не платя», – считает гендиректор France Telecom Стефан Ришар.

Многие из опрошенных топ-менеджеров также полагают, что новая система тарификации помогла бы решить ряд проблем, связанных с управлением трафиком. Но регуляторы в Европе настороженно отнеслись к идее операторов о дискриминировании одних сайтов в пользу других.