Статья опубликована в № 2766 от 30.12.2010 под заголовком: Стратегическое отступление

Vimpelcom Ltd. выбрал спорную стратегию развития

В 2010 г. отчетливо проявились различия в стратегиях крупнейших сотовых операторов России. «Мегафон» сделал ставку на укрепление на домашнем рынке, вплотную приблизившись к лидеру – МТС. «Вымпелком» увлекся международной экспансией – пока, правда, безрезультатно. А МТС во главу угла поставила сохранение уровня доходности
Время консолидироваться. Алексей Резникович

главный управляющий директор Altimo (владеет 44,7% Vimpelcom Ltd. и 25,1% «Мегафона»):. «Среди инвесторов бытует следующее представление о телекоме: это хорошая отрасль, во время кризиса она показала себя очень устойчивой, практически не упала <...> При этом дисконтируется практически в ноль то, что, как мы считаем, будет революционным развитием в следующие пять лет. Это 3G и 4G <...> Мы думаем, что отрасль так или иначе разберется с моделью формирования доходов и будет определенный рост <...> что должно привести к серьезному росту капитализации в будущем <...> Это означает, что сегодня телекомы недооценены, а это хорошее время для приобретений или слияний <...> Второе: мы считаем, что телекоммуникационная отрасль, как и многие другие, будет консолидироваться, пока не достигнет оптимального количества игроков». (Интервью «Ведомостям», 9 декабря 2010 г.)

Перестановка сил в «большой тройке» произошла еще в апреле 2010 г., когда «Мегафон» обогнал «Вымпелком» по количеству сотовых абонентов в России. Тогда у «Вымпелкома» было чем оправдаться: его представители объяснили, что, во-первых, компания не гонится за количеством sim-карт, многие из которых не приносят дохода, а во-вторых, у оператора более строгая, чем у конкурентов, учетная политика.

Тем не менее в III квартале 2010 г. «Вымпелком» уступил «Мегафону» и по мобильной выручке, заработав в России лишь 53,8 млрд руб. (против 54,6 млрд руб.). Оператор, который зимой 2005–2006 гг. имел все шансы стать номером один по выручке в России, обогнав МТС, теперь скатился на третье место – впервые в своей истории. А в отдельно взятом октябре «Мегафон» вплотную приблизился к давней цели стать лидером на российском сотовом рынке – разрыв с МТС сократился до 316 млн руб.

Операционные проблемы «Вымпелкома» в очень большой степени связаны с людьми, сказал «Ведомостям» гендиректор Vimpelcom Ltd. (контролирует «Вымпелком») Александр Изосимов. Он напоминает: у компании часто менялся менеджмент (в апреле 2008 г. вместо Изосимова «Вымпелком» возглавили Борис Немшич и Александр Торбахов, а уже в июне 2010 г. их сменила Елена Шматова), у сотрудников снижалась мотивация и т. д.

Неудачи «Вымпелкома» на ключевом рынке (в III квартале 2010 г. Россия обеспечила 74,3% выручки Vimpelcom Ltd.) совпали с реализацией глобальных планов акционеров. Не успели российская Altimo и норвежская Telenor объединить «Вымпелком» с украинским «Киевстаром» в апреле 2010 г. на базе Vimpelcom Ltd. (в котором у двух акционеров 44,7 и 36% голосующих акций соответственно), как начались переговоры о новом слиянии – на этот раз с Weather Investments Нагиба Савириса, которая владеет 100% итальянской Wind и 51,7% египетского Orascom. В случае успеха сделки (против которой, правда, выступила Telenor) выручка Vimpelcom Ltd. удвоится – и он войдет в пятерку крупнейших сотовых операторов мира (по числу абонентов).

Но Изосимов призывает не связывать впрямую результаты российского бизнеса с зарубежными планами. В жизни каждой компании бывают спады, рассуждает он, но ДНК «Вымпелкома» и его бренда очень сильные: компании просто надо прибавить обороты, что и произойдет в начале 2011 г. В долгосрочной перспективе ситуацию можно исправить, соглашается аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович. Правда, гендиректор «Мегафона» Сергей Солдатенков настроен не менее решительно. «Я не сильно огорчусь, даже если мы достигнем лидерства по выручке через год. Важнее, чтобы люди, работающие в компании, были объединены общей целью, а для того чтобы ее достичь, мы должны расти быстрее рынка», – сказал он в интервью «Ведомостям», добавив, правда, что цели стать лидером любой ценой у компании нет. Похоже, такая цель все-таки есть, возражают менеджеры обоих конкурентов: по их мнению, именно «Мегафон» – виновник снижения стоимости минуты разговора на рынке.

Стратегические позиции, к которым Vimpelcom Ltd. подходит в этом году, определят потенциал компании на следующие 10 лет, убежден Изосимов. Объединив «Вымпелком» с «Киевстаром», холдинг получил «полновесное» присутствие на трех ключевых рынках СНГ (в России, на Украине и в Казахстане), если же завершится сделка с Савирисом, он будет иметь доступ к более чем 800 млн абонентов. А эффект масштаба и географического охвата имеет все большее значение для определения потенциала в телекоминдустрии, верит Изосимов.

И Солдатенков, и президент МТС Михаил Шамолин придерживаются другой точки зрения. Купить за рубежом активы, рассчитывая на рост, сейчас невозможно: средние темпы роста рынка в мире составляют около 2%, объясняет Шамолин. А на развивающихся рынках очевидны только риски, считает он: например, одной из крупнейших «дочек» Weather – алжирской Djezzy грозит национализация. Глобализация закупок также не приносит выгоды, так как цены крупнейших мировых операторов практически не отличаются от МТС из-за жесточайшей конкуренции между вендорами, указывает Шамолин. Глобальные приобретения могли бы иметь смысл, если бы была уверенность, что рост передачи данных превратится в новую волну роста доходов, но такой уверенности пока нет, говорит он.

Стратегия МТС – не рискуя понапрасну, выявлять наиболее перспективные сегменты рынка с высокой доходностью и инвестировать в них, добавляет директор по связям с общественностью МТС Елена Кохановская. Правда, сосредоточение на доходности тоже может быть опасным. Ослабление позиций «Вымпелкома» в России – как раз результат процесса, который начался в 2008 г., когда случился кризис и компания сфокусировалась на генерировании денежных средств, напоминает Климович из «ВТБ капитала».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать