Статья опубликована в № 3304 от 13.03.2013 под заголовком: «Яндекс» – акционерам

Акционеры выходят из «Яндекса»

«Яндекс» порадует акционеров. Он проведет сперва вторичное размещение акций, которое принесет им порядка $600 млн, а потом еще обратный выкуп акций – это даст еще примерно $300 млн
М. Стулов / Ведомости
Yandex N. V.

Интернет-компания. Акционеры: Baring Vostok (16% уставного капитала), Oppenheimer Funds (5,18%), Аркадий Волож (12,2%), Илья Сегалович (2,6%), 53,9% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $8,2 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2012 г.): Выручка – 28,8 млрд руб., чистая прибыль – 8,2 млрд руб.

Акционеры «Яндекса» продадут во время SPO 24 253 987 акций класса А, или 7,4% капитала компании, следует из сообщения «Яндекса». Свои бумаги продадут гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож (через структуру Belka Holdings Ltd.), Илья Сегалович, фонд BC&B Holdings B.V. (владеет акциями от имени различных фондов, консультантом которых выступает Baring Vostok) и фонд Emerald Trust. Сама компания в размещении не участвует. Одновременно «Яндекс» объявил buyback (см. врез).

Накануне объявления о вторичном размещении бумаги «Яндекса» торговались по $25,03, т. е. почти по цене первичного, которое прошло в мае 2011 г. Стоимость продаваемого пакета при таком курсе составила бы $607 млн. Но вчера на 19.30 мск акции подешевели на 7,46% до $23,16, а весь пакет, соответственно, до $561,7 млн.

Исходя из этой цены и числа акций, указанных в сообщении «Яндекса», больше всего получит BC&B Holdings B.V. – $421 млн. В 2000 г. Baring Vostok приобрел 35,7% «Яндекса» за $5 млн. Волож получит $119 млн, Emerald Trust – $16,8 млн, Сегалович – $4,7 млн. После SPO Волож станет крупнейшим акционером «Яндекса» с долей 10,6%.

Книга заявок уже открыта, закрывается она в ночь на среду, говорит источник, близкий к участникам размещения. Организаторами вторичного размещения стали Morgan Stanley, Deutsche Bank, Goldman Sachs. Им компания пообещала опцион на 2 425 399 акций класса А, который может быть реализован в течение 30 дней с момента размещения.

Сейчас неплохое время для проведения SPO именно в США – американские фондовые индексы находятся на многолетних максимумах, а интернет-компании по-прежнему в моде, говорит директор департамента финансовых рынков инвесткомпании «Грандис капитал» Михаил Козаков. При этом бумаги «Яндекса» торговались вчера близко к максимальным уровням за последние девять месяцев. Вспоминая недавнее SPO Mail.ru Group, можно предположить, что новость окажет негативное воздействие на котировки «Яндекса», прогнозирует Козаков. Если у продавцов нет договоренности с якорными инвесторами, которые могли бы забрать предлагаемый блок полностью, размещение предполагает наличие дисконта к текущей цене – в пределах 5–7%, заключает он.

Продать столь крупный пакет без дисконта сложно, согласен аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов. Объявление о выкупе акций выглядит как попытка сгладить негативный эффект от новости об SPO, считает он. Но вряд ли это поможет, тем более что объем buyback вдвое ниже, чем объем SPO, резюмирует Белов.

Mail.ru Group тоже пыталась компенсировать негатив от продажи ее акций структурой Алишера Усманова, объявив о выплате специального дивиденда, говорит источник в крупной интернет-компании. А аналитики JPMorgan считают, что SPO окажет краткосрочное давление на акции «Яндекса», но в долгосрочной перспективе оно только к лучшему: Baring Vostok продает крупный пакет, а именно ожидание продажи крупных пакетов со стороны Baring мешало росту котировок «Яндекса».

На что Волож и Сегалович потратят привлеченные средства, представитель компании не говорит. «Я почти уверен, что, выходя из «Яндекса» при хорошей конъюнктуре, они потом будут куда-то инвестировать, – рассуждает топ-менеджер крупной IT-компании. – Сейчас фондовые индексы находятся на пике, хотя никаких экономических предпосылок для этого нет и все ожидают, что рынок упадет. Сначала Усманов продал долю в Mail.ru, теперь акционеры «Яндекса» решили выйти в кэш. Скорее всего, акционеры «Яндекса» будут потом инвестировать в какие-то большие истории из технологического сектора, поскольку именно в нем они являются экспертами».

«Я никогда не видел основателей «Яндекса» в качестве активных инвесторов, – делится сотрудник крупного инвестфонда. – Они не того склада люди, сам «Яндекс» всегда больше ориентировался на создание продуктов внутри компании, а удачные инвестиции можно пересчитать по пальцам».

«Я не слышал, чтобы Волож и Сегалович были активными инвесторами, – соглашается источник в другом фонде. – Когда я предложил Воложу поучаствовать в своем фонде, он сказал, что подумает об этом после SPO. Возможно, они участвуют в каких-то фондах как портфельные инвесторы».

«Даже о портфельных инвестициях обычно знают другие игроки рынка, – говорит один из частных инвесторов. – Например, основатель Mail.ru Group Григорий Фингер – о его участии в нескольких фондах хорошо известно. А об инвестициях Сегаловича и Воложа никто не знает. Я ожидаю от них другой модели – той, по которой действует Юрий Мильнер, принимая участие в раздаче премий и выдаче грантов».

Вряд ли Волож и Сегалович будут инвестировать напрямую, пока остаются менеджерами «Яндекса», полагает управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. Наверняка со стороны акционеров компании есть на этот счет какие-то ограничения. Если они и инвестируют, то скорее отдавая деньги под управление сторонним фондам.

Между тем управляющий крупным фондом сказал «Ведомостям», что у Воложа, напротив, много инвестиционных планов. Что касается Сегаловича, то у него другая позиция: он много занимается благотворительностью и, скорее всего, продолжит это делать, считает собеседник «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать