Лишь 0,5% российских абонентов воспользовались возможностью открыть второй, контентный счет

Большинство из них – подписчики «Вымпелкома»
Специальные счета для оплаты контентных услуг, отдельные от их мобильного счета, открыли 1,6 млн абонентов/ Е. Разумный/ Ведомости

Специальные счета для оплаты контентных услуг, отдельные от их мобильного счета, открыли 1,6 млн абонентов, следует из статистики Роскомнадзора. Этой возможностью воспользовался 541 абонент МТС, 349 463 абонента «Мегафона» и 1,303 млн абонентов «Вымпелкома». Роскомнадзор использовал данные операторов, говорит представитель ведомства Вадим Ампелонский. В причинах такой диспропорции в их распределении между операторами еще предстоит разобраться, отмечает он.

Поправки в закон о связи, которые позволяют абонентам требовать от оператора открыть для оплаты контента отдельный счет, вступили в силу чуть более года назад – 1 мая 2014 г.

По данным AC&M-Consulting, в России на начало 2015 г. насчитывалось 239,37 млн сотовых абонентов. То есть специальные счета завело чуть более 0,5% пользователей сотовой связи, отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. Изначально специальные счета рассматривались как дополнительный инструмент контроля абонентов за расходами, но подавляющее большинство подписчиков и так знает, сколько средств у них на счетах, и отдает себе отчет в том, сколько можно потратить на контент, уверена она. Поэтому такой инструмент оказался избыточным и ненужным, полагает Панкратова. Гораздо более действенной мерой борьбы с мобильным мошенничеством стали не специальные счета, а правило двойного подтверждения заказа контента, считает она.

Это правило было введено теми же поправками в закон «О связи», которые дали абонентам возможность открыть контентный счет. Оно предусматривает, что в ответ на запрос контента оператор должен прислать абоненту sms со стоимостью и видом услуги, а также запрос на подтверждение ее покупки. Абонент же должен подтвердить свое согласие ответным сообщением.

Ужесточение правил покупки мобильного контента привело к тому, что доходы от контент-услуг в России в 2014 г. год к году снизились на 20% до 48,9 млрд руб., ранее рассказывала «Ведомостям» Панкратова. Поскольку операторы начали готовиться к нововведениям заранее, в I квартале 2014 г. по сравнению с IV кварталом 2013 г. рынок сократился на 13%, такое же квартальное сокращение произошло в апреле – июне 2014 г., отметила она. Но уже в III квартале 2014 г. снижение ко II кварталу составило уже только 1%, а в IV квартале начался рост – на 10% к июлю – сентябрю 2014 г. Панкратова считает это началом стабилизации рынка: «Пользователи приспособились к новым условиям и вернулись к покупке контента».

Опрошенные «Ведомостями» представители компаний, работающих на рынке мобильного контента, и аналитики затруднились объяснить огромную разницу в количестве контентных счетов, открытых абонентами МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона». По данным AC&M-Consulting, в IV квартале 2014 г. наибольшую долю российского рынка мобильного контента по выручке занимал «Вымпелком», за ним шел «Мегафон» и третьим – МТС (см. график).

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева говорит, что данные Роскомнадзора совпадают с внутренними данными компании. То, что у «Вымпелкома» самое большое среди операторов сотовой «большой тройки» количество открытых вторых счетов, она объясняет тем, что у оператора с самого начала предоставления этой услуги было и остается больше, чем у конкурентов, способов их открытия: через личный кабинет, при обращении в офис компании, при помощи USSD-команды или по звонку в контакт-центр. «Вымпелком» продвигал эту услугу через sms-рассылки, консультации в офисах, через сайт компании, говорит Айбашева.

Меры, принимаемые МТС в последние годы против sms-спама и мошенничества, оказались эффективными, несанкционированное списание средств за контент-услуги сходит на нет – этим можно объяснить непопулярность вторых счетов, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. В 2014 г. количество жалоб абонентов МТС на некорректно оказанные контент-услуги упало год к году в 6 раз, добавляет он.

У «Мегафона» количество жалоб абонентов на мошенничество с короткими номерами, предоставляющими контент-услуги, в 2014 г. снизилось в 3 раза и сейчас оператор не видит всплесков такого мошенничества, говорит его представитель Алия Бекетова.