Статья опубликована в № 3834 от 20.05.2015 под заголовком: Лишний счет

Лишь 0,5% российских абонентов воспользовались возможностью открыть второй, контентный счет

Большинство из них – подписчики «Вымпелкома»
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание
Специальные счета для оплаты контентных услуг, отдельные от их мобильного счета, открыли 1,6 млн абонентов
Е. Разумный / Ведомости

Специальные счета для оплаты контентных услуг, отдельные от их мобильного счета, открыли 1,6 млн абонентов, следует из статистики Роскомнадзора. Этой возможностью воспользовался 541 абонент МТС, 349 463 абонента «Мегафона» и 1,303 млн абонентов «Вымпелкома». Роскомнадзор использовал данные операторов, говорит представитель ведомства Вадим Ампелонский. В причинах такой диспропорции в их распределении между операторами еще предстоит разобраться, отмечает он.

Поправки в закон о связи, которые позволяют абонентам требовать от оператора открыть для оплаты контента отдельный счет, вступили в силу чуть более года назад – 1 мая 2014 г.

По данным AC&M-Consulting, в России на начало 2015 г. насчитывалось 239,37 млн сотовых абонентов. То есть специальные счета завело чуть более 0,5% пользователей сотовой связи, отмечает партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова. Изначально специальные счета рассматривались как дополнительный инструмент контроля абонентов за расходами, но подавляющее большинство подписчиков и так знает, сколько средств у них на счетах, и отдает себе отчет в том, сколько можно потратить на контент, уверена она. Поэтому такой инструмент оказался избыточным и ненужным, полагает Панкратова. Гораздо более действенной мерой борьбы с мобильным мошенничеством стали не специальные счета, а правило двойного подтверждения заказа контента, считает она.

Это правило было введено теми же поправками в закон «О связи», которые дали абонентам возможность открыть контентный счет. Оно предусматривает, что в ответ на запрос контента оператор должен прислать абоненту sms со стоимостью и видом услуги, а также запрос на подтверждение ее покупки. Абонент же должен подтвердить свое согласие ответным сообщением.

Ужесточение правил покупки мобильного контента привело к тому, что доходы от контент-услуг в России в 2014 г. год к году снизились на 20% до 48,9 млрд руб., ранее рассказывала «Ведомостям» Панкратова. Поскольку операторы начали готовиться к нововведениям заранее, в I квартале 2014 г. по сравнению с IV кварталом 2013 г. рынок сократился на 13%, такое же квартальное сокращение произошло в апреле – июне 2014 г., отметила она. Но уже в III квартале 2014 г. снижение ко II кварталу составило уже только 1%, а в IV квартале начался рост – на 10% к июлю – сентябрю 2014 г. Панкратова считает это началом стабилизации рынка: «Пользователи приспособились к новым условиям и вернулись к покупке контента».

Опрошенные «Ведомостями» представители компаний, работающих на рынке мобильного контента, и аналитики затруднились объяснить огромную разницу в количестве контентных счетов, открытых абонентами МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона». По данным AC&M-Consulting, в IV квартале 2014 г. наибольшую долю российского рынка мобильного контента по выручке занимал «Вымпелком», за ним шел «Мегафон» и третьим – МТС (см. график).

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева говорит, что данные Роскомнадзора совпадают с внутренними данными компании. То, что у «Вымпелкома» самое большое среди операторов сотовой «большой тройки» количество открытых вторых счетов, она объясняет тем, что у оператора с самого начала предоставления этой услуги было и остается больше, чем у конкурентов, способов их открытия: через личный кабинет, при обращении в офис компании, при помощи USSD-команды или по звонку в контакт-центр. «Вымпелком» продвигал эту услугу через sms-рассылки, консультации в офисах, через сайт компании, говорит Айбашева.

Меры, принимаемые МТС в последние годы против sms-спама и мошенничества, оказались эффективными, несанкционированное списание средств за контент-услуги сходит на нет – этим можно объяснить непопулярность вторых счетов, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. В 2014 г. количество жалоб абонентов МТС на некорректно оказанные контент-услуги упало год к году в 6 раз, добавляет он.

У «Мегафона» количество жалоб абонентов на мошенничество с короткими номерами, предоставляющими контент-услуги, в 2014 г. снизилось в 3 раза и сейчас оператор не видит всплесков такого мошенничества, говорит его представитель Алия Бекетова.

Читать ещё
Preloader more