МТС по-украински – Vodafone
Украинская «дочка» оператора может отказаться от российского брендаВесь прошлый год «МТС Украина» теряла абонентов: если в марте их было 21,7 млн, то в конце декабря – 20,2 млн. Доля оператора на украинском рынке по количеству обслуживаемых sim-карт снизилась за год с 37 до 34%, а отток увеличился с 6,2% в I квартале до 17,6% в IV квартале. МТС объясняла это присоединением Крыма к России и сложной ситуацией на востоке Украины. Из 1,3 млн абонентов, которых лишилась украинская МТС в прошлом году, около 1 млн – крымчане; остальные потери – результат разных факторов, в том числе, возможно, и восприятия марки, не исключает аналитик «ФК Открытие» Александр Венгранович.
МТС ведет переговоры с крупными международными телекоммуникационными операторами о покупке прав использования их брендов на Украине, рассказали «Ведомостям» человек, близкий к акционерам МТС, сотрудник одного из ее конкурентов и источник, близкий к самой МТС. Компания опасается попыток давления украинских властей на свой бизнес и надеется, что ребрендинг сделает связь «МТС Украины» с российской МТС менее очевидной, объясняет первый собеседник «Ведомостей».
Поводы поволноваться уже были. Еще в 2014 г. Национальная комиссия по госрегулированию в сфере связи и информатизации Украины чуть было не запретила компаниям, подконтрольным россиянам, участвовать в конкурсе на частоты для мобильной связи третьего поколения (3G). Тогда угроза миновала, но это не отменяет того факта, что в контексте популярных на Украине антироссийских настроений бренд МТС «плохо продает», говорит человек, близкий к оператору. Идея ребрендинга возникла, по его словам, больше года назад, но переговоры с потенциальными партнерами идут до сих пор.
В их числе собеседники «Ведомостей» называют группу Virgin Ричарда Брэнсона и британскую Vodafone. С Virgin договориться не удалось, так что, вероятно, МТС перекрасит вывески на Украине в Vodafone, добавляет один из собеседников.
Есть примеры
Vodafone еще в 2001 г. запустила программу вывода бренда на локальные рынки без дополнительных инвестиций. Сейчас по такой схеме Vodafone работает с операторами на Кипре, в Австралии, Бельгии, Болгарии, Исландии, Латвии, Литве, Люксембурге, Словении, Финляндии, Хорватии, Швеции, Швейцарии и Эстонии.
Чтобы дистанцировать украинский бизнес от российского, МТС изменила схему владения украинской «дочкой»: если раньше та принадлежала ей напрямую, то теперь – через нидерландскую Preludium B.V. и люксембургскую Allegretto Holding. Эту реорганизацию МТС объясняла желанием расширить возможности привлечения инвестиций в «МТС Украину». Ребрендинг – альтернатива снижению пакета в украинской «дочке», говорят анонимные собеседники «Ведомостей».
МТС и Vodafone еще в 2008 г. заключили «эксклюзивное стратегическое неакционерное соглашение»: договорились обмениваться маркетинговым и технологическим опытом, совместно закупать оборудование и т. п. В декабре срок соглашения истекает, напоминает человек, близкий к одной из его сторон. Компании обсуждают возможности дальнейшего сотрудничества, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Эти переговоры идут, подтвердил Адам Ливерсэйдж из Vodafone, но пока они на очень ранней стадии. От комментариев по поводу ребрендинга МТС на Украине оба отказались.
Недавно ребрендинг на Украине провел «Киевстар» – сестринская компания российского «Вымпелкома» (оба входят в Vimpelcom Ltd.). В мае 2015 г. он представил новый логотип желто-голубого цвета.
Соглашения на использование бренда не редкость, говорит президент брендингового агентства Depot WPF Алексей Андреев. Оплата производится, как правило, по схеме роялти: платеж включает в себя фиксированную сумму за использование бренда (например, в течение квартала) и процент с дохода. Учитывать особенности национального восприятия бренда очень важно, говорит Андреев и приводит в пример покупку концерном Renault румынского автопроизводителя Dacia. В Западной Европе румынский бренд воспринимался как нечто новое, интересное, в России же сложилось негативное отношение к румынским товарам, поэтому здесь автомобили Dacia продаются под брендом Renault Logan.
Представитель группы Virgin на момент публикации не ответил на запрос «Ведомостей».
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия).