Статья опубликована в № 3890 от 07.08.2015 под заголовком: «Вымпелком» снова в минусе

«Вымпелком» вновь теряет выручку – его подвел фиксированный бизнес

Зато у оператора растет абонентская база и снижается отток

Выручка «Вымпелкома» (входит в холдинг Vimpelcom Ltd.) во II квартале 2015 г. снизилась на 1% до 68 млрд руб., говорится в квартальной отчетности оператора. EBITDA снизилась на 3,3% до 27,5 млн руб., но, если не учитывать курсовую разницу, этот показатель не изменился. Маржа по EBITDA сократилась с 41,4% годом ранее до 40,5%.

Предыдущие два квартала выручка оператора росла (в IV квартале 2014 г. – на 5%, в I квартале 2015 г. – на 1%), а до этого несколько кварталов подряд падала. Ее снижение началось в IV квартале 2013 г.: в прошлый кризис, 2008–2009 гг., компания сократила инвестиции в 3G-сеть и дала конкурентам возможность захватить лидерство на рынке мобильной передачи данных, объяснял это снижение бывший гендиректор Vimpelcom Ltd. Джо Лундер. В феврале 2015 г. гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин обещал в интервью «Ведомостям», что в 2015 г. компания будет «ориентироваться на рост выручки», а также будет наращивать абонентскую базу и уменьшать отток клиентов.

Абонентская база «Вымпелкома» во II квартале 2015 г. выросла как год к году, так и квартал к кварталу примерно на 2%: показатель вернулся к уровню конца 2014 г. – 57,2 млн абонентов. На росте числа клиентов позитивно сказалось возобновление продаж контрактов через «Связной», пояснил вчера исполнительный вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский.

Фиксированные потери

Основным фактором снижения выручки «Вымпелкома» стало снижение доходов от фиксированного бизнеса: она сократилась на 10% до 11,3 млрд руб. В IV квартале 2014 г. «Вымпелком» нарастил общую выручку именно благодаря фиксированному сегменту, тогда доходы оператора в нем выросли год к году на 15% до 14,3 млрд руб., что объяснялось влиянием падения рубля на доходы от контрактов, номинированных в долларах. Теперь же некоторые валютные контракты пришлось перевести в рубли или сделать по ним скидки, говорит Поповский. Из-за этого выручка сократилась.

Новое дилерское соглашение со «Связным» «Вымпелком» подписал в начале апреля этого года. Тогда же ритейлер начал продавать и контракты «Мегафона», который тоже успел отчитаться за II квартал 2015 г.: возвращение в «Связной» стало одним из факторов роста абонентской базы «Мегафона», за апрель – июнь 2015 г. – почти на 2 млн sim-карт. У «Вымпелкома» за квартал прибавилось 1,5 млн абонентов.

Рост абонентской базы «Вымпелкома» мог быть и больше, но во II квартале в Россию приехало меньше мигрантов, чем годом ранее, а в этом сегменте «Вымпелком» исторически активен, сетует Поповский. Он ожидает, что в III квартале рост будет выше. Отток абонентов у «Вымпелкома» снизился на 2 п. п. год к году, до 51%, – это самый низкий уровень за последние пять лет, говорится в отчетности.

Несмотря на рост абонентской базы, выручка от мобильных услуг связи «Вымпелкома» увеличилась всего на 0,1% до 54,9 млрд руб.: выросли доходы от передачи данных (на 19%) и этот рост частично компенсировал снижение выручки от «голоса» и роуминга, говорится в отчетности. В результате средний счет на абонента в месяц (ARPU) во II квартале у «Вымпелкома» сократился на 2% до 321 руб.

Капитальные затраты «Вымпелкома» сократились на 17% до 11,3 млрд руб. год к году, а всего за первое полугодие 2015 г. сокращение инвестиций составило 33% – до 16,8 млрд руб. Оператор инвестирует меньше конкурентов: затраты на строительство сети «Мегафона» за первое полугодие составили 20,6 млрд руб., у МТС только в I квартале – 25 млрд руб. (за II квартал оператор еще не отчитывался).

Однако «Вымпелком» не боится вновь потерять позиции на рынке: сейчас капитальные затраты удается сокращать благодаря фокусному развитию сети, кроме того, удается оптимизировать существующие бизнес-процессы и экономить на закупке оборудования, пояснил Поповский вчера.

Выручка «Мегафона» во II квартале также сократилась, но меньше, чем у «Вымпелкома», – на 0,7%. При этом доходы операторов от передачи данных растут примерно равными темпами: у «Мегафона» – на 20,3% год к году, у «Вымпелкома» – на 19%. Однако «Вымпелком» зарабатывает на мобильном интернете меньше, чем конкурент: во II квартале 2015 г. – 10,6 млрд руб. против 19,5 млрд руб. у «Мегафона».

Отчетность «Вымпелкома» соответствует рыночным ожиданиям: оператор нарастил выручку от передачи данных, общая выручка почти не снизилась, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Чуда ждать не стоило, что бы ни заявлял раньше топ-менеджмент «Вымпелкома»: в стране кризис, а абонентская база уже не растет такими темпами, как раньше. То, что компании удается не падать, это тоже результат, считает он. С ним соглашается аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович: «Вымпелком» продемонстрировал стабильные результаты. Оператору удалось улучшить выручку от мобильного бизнеса и снизить отток абонентов, что для него неплохой результат, считает он.