Рекламный партнер РЖД «Лайса» не смог купить оператора наружной рекламы Russ Outdoor

Ему не удалось привлечь кредит на эту сделку
Ситуация на рынке наружной рекламы помешала продаже Russ Outdoor / E. Eгоров / Ведомости

Рекламное агентство «Лайса» не смогло получить кредит в банке «Открытие» на покупку доли в операторе наружной рекламы Russ Outdoor, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к Russ Outdoor. Банк отказал «Лайсе» в кредите из-за нестабильной ситуации на рынке наружной рекламы, говорит человек, близкий к этой компании. Правда, «Лайса» и сама планировала отказаться от займа, уточняет он: привлекать деньги в нынешней экономической ситуации и с высокими банковскими ставками нецелесообразно. Банк согласился с этим решением, добавляет собеседник «Ведомостей». Представитель банка «Открытие» не стал это комментировать.

Этой весной основатель Russ Outdoor Максим Ткачев и его партнеры договорились продать «Лайсе» свои доли в компании (всего 20,72% акций). Также доли в Russ Outdoor хотели продать известный американский инвестор, основатель телеканала CTC Питер Герви (21,85%) и компания Marathon Outdoor Cooperatief (6%). По итогам сделки «Лайса» могла бы стать владельцем 48,57% акций Russ Outdoor. Остальные 26,43% акций остались бы у «ВТБ капитала», 25% – у французской компании JCDecaux, рассказывали сотрудники медийных компаний.

Но сделка затягивалась из-за того, что «Лайса» не могла договориться о получении кредита. «Лайса» была готова заплатить за долю в Russ Outdoor $46 млн, рассказывали «Ведомостям» сотрудники двух крупных операторов наружной рекламы. А человек, близкий к «Лайсе», утверждал, что сумма «намного больше».

Рынок падает

В первом полугодии 2015 г. объем рынка наружной рекламы в России сократился на 27% до 15,3–15,5 млрд руб., подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России.

Инвестбанк «ВТБ капитал» оценивал свою долю в Russ Outdoor в конце прошлого года в 3 млрд руб., следует из его отчетности. В этом случае вся Russ Outdoor могла быть оценена в 11,35 млрд руб., а доля Ткачева и его партнеров – в 2,35 млрд руб.

Но в процессе переговоров сумма сделки постоянно менялась «из-за экономической ситуации в стране и кризиса на рынке наружной рекламы», говорит человек, близкий к акционерам «Лайсы». Стоимость Russ Outdoor за последние несколько месяцев заметно снизилась, добавляет источник в Russ Outdoor.

Впрочем, источники «Ведомостей» в Russ Outdoor и «Лайсе» не считают, что сделка окончательно сорвалась. «Компании ведут переговоры о дальнейшем возможном взаимодействии, но о деталях и форме сотрудничества компании пока не договорились», – утверждают они.

Russ Outdoor – крупнейший оператор на рынке наружной рекламы в России. У компании 32 000 поверхностей в 54 городах страны. Ее выручка в 2014 г. составила 5,72 млрд руб., чистый убыток – 867 млн руб.

«Лайса» в течение 10 лет является эксклюзивным партнером РЖД по размещению рекламы в составах и на железнодорожных станциях. У самой «Лайсы» сравнительно небольшая выручка – 767,2 млн руб. в 2014 г. Но компания хотела привлечь заем под залог акций Russ Outdoor.

Гендиректор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин считает, что «Лайса» не сможет выкупить долю в Russ Outdoor, пока ситуация на рекламном рынке не наладится. Тем более что в этом году операторы должны выплатить городу очередной платеж по договору. Банк мог посчитать, что компании будет сложно обслуживать кредит, резюмирует Березкин.

Представители «Лайсы» и Russ Outdoor отказались от официальных комментариев.