«Эр-телеком холдинг» начал подключать московских корпоративных абонентов

Компанию интересуют московские торговые центры, где она планирует строить сети WiFi
Гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков/ С. Портер/ Ведомости

«Эр-телеком холдинг» (работает на корпоративном рынке под брендом «Дом.ru бизнес») открыл в московском торговом центре «Компас» свою первую в Москве сеть WiFi, следует из сообщения компании. Аналогичные сети (всего 6000 точек) доступа уже работают в общественных местах в 56 городах России, говорится в нем. С 2014 г. «Эр-телеком холдинг» обслуживает в Москве офисы своих региональных корпоративных клиентов - «Компас» стал первым московским корпоративным абонентом, которого «Эр-телеком» начал обслуживать, используя фиксированные сети партнеров, объяснил представитель «Эр-телекома». Операторов-партнеров он не назвал.

«Эр-телеком» планирует подключать по такой схеме и другие московские компании, говорит руководитель службы по работе с федеральными клиентами Всеволод Ивлев. Для этого оператор сдал в эксплуатацию в Москве узлы телефонной связи и передачи данных, рассказывает он. Конкретных планов по работе с московскими корпоративными клиентами в 2016 г. Ивлев не раскрывает. По его словам, «Эр-телеком» интересуют, в частности, московские торговые центры, где компания планирует строить сети WiFi. Переговоры с их управляющими пока носят предварительный характер, признает он.

По сетям операторов-партнеров «Эр-телеком» подключает абонентов не только в Москве, но и в других городах, где у него нет собственной инфраструктуры, рассказывала ранее «Ведомостям» директор по развитию «Дом.ru бизнеса» Елена Венцланович. По ее словам, на такие подключения в 2014 г. пришлось 5% выручки «Эр-телекома» в сегменте b2b.

По данным «Эр-телекома», в 2014 г. на b2b-сегмент пришлось 15% выручки холдинга (+3 п. п. к 2013 г.), при этом долгосрочная стратегия развития до 2024 г. предусматривает увеличение этой доли до 25%. В 2014 г. год к году выручка «Дом.ru бизнеса» выросла на 30% до 3,2 млрд руб., следует из отчета компании. Она растет быстрее, чем доходы на розничном рынке: выручка от обслуживания частных пользователей телефонии, платного ТВ и широкополосного доступа (ШПД) увеличилась за год примерно на 9%, рассказывал в мае 2015 г. «Ведомостям» гендиректор «Эр-телеком холдинга» Андрей Семериков.

На московский розничный рынок ШПД и платного ТВ у «Эр-телекома» выйти пока не получается. В июле 2013 г. он получил разрешение Федеральной антимонопольной службы на приобретение фиксированного оператора «Акадо». Без учета долга (11,9 млрд руб. на конец 2012 г., что составляло тогда около $360 млн) эта компания оценивалась в $650–700 млн, рассказывали «Ведомостям» люди, знакомые с ее акционерами. Но сделка застопорилась: в мае 2014 г. Виктор Вексельберг, контролирующий 67% «Акадо» через «Ренову», заявил «Интерфаксу», что она отказалась от идеи продажи актива.

Вряд ли «Эр-телеком» оставил планы экспансии на московский рынок и намерения стать федеральным оператором, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Подключение московских корпоративных абонентов с использованием сетей партнеров - логичный шаг, полагает он. Возможно, доходность таких подключений меньше, чем оказание услуг на своих сетях, но когда рано или поздно у «Эр-телекома» в Москве появится собственная сеть, у компании будет готовая абонентская база, прогнозирует Мирзабеков. Стать более или менее заметным участником московского корпоративного и розничного рынка фиксированной связи «Эр-телеком» сможет только приобретая в Москве других операторов - других возможностей на перенасыщенном рынке практически нет, уверен он.

По словам Мирзабекова, средний ежемесячный доход (ARPU) от обслуживания корпоративного абонента в Москве сейчас около 4000 руб. Если абонент заинтересован в высокоскоростном (100 Мбит/с и выше) интернет-доступе, ежемесячный ARPU вырастает до 11 000-12 000 руб., рассказывает он.

По предварительным данным «ТМТ консалтинга», корпоративный рынок фиксированной связи в Москве в 2015 г. составит 10,2 млрд руб. Это на 1-2% больше, чем в 2014 г., отмечает аналитик «ТМТ консалтинга» Кирилл Татусь. По его словам, на МТС и ее «дочку» МГТС приходится около 30% этой выручки, на «Вымпелком» - 20%, на «Акадо» - 18%. Корпоративных абонентов за год практически не прибавилось, рост рынка вызван увеличением ARPU, считает Татусь. Оно связано с переходом подписчиков на более скоростные технологии интернет-доступа, а также участившимися переездами корпоративных клиентов и, как следствие, их переподключением, считает он.