«Касперский» поборется с вирусами бесплатно

Компания выпускает бесплатную версию для домашних пользователей
«Лаборатория Касперского» впервые выпустила бесплатный антивирус для домашних пользователей. Если ее доходы от этого и снизятся, то не сильно/ Е. Разумный/ Ведомости

«Лаборатория Касперского» выпустила бесплатный антивирус для домашних пользователей Windows, рассказал «Ведомостям» представитель компании. Программа, которую можно скачать с сайта компании, предотвращает установку на компьютер вредоносного ПО и очищает уже зараженные файлы, а также предупреждает о потенциально опасных сайтах при попытке зайти на них. У стандартного Kaspersky Anti-Virus (годовая лицензия на два компьютера стоит 1320 руб.) функций больше: он вдобавок защищает компьютер от блокирующих экран программ-вымогателей, быстро проверяет подозрительные файлы через облачные сервисы и предоставляет в распоряжение пользователя виртуальную клавиатуру (для ввода номеров кредитных карт, паролей и прочей информации, которую злоумышленники иногда перехватывают, сканируя нажатия на клавиатуре).

Спрос падает

По данным IDC, в 2014 г. выручка от продаж антивирусов в России снизилась до $219 млн с $233 млн в 2013 г. Это объяснялось снижением спроса со стороны государства, а также малого и среднего бизнеса. Более 80% рынка антивирусов в 2014 г. пришлось на продукты «Лаборатории Касперского», ESET и Symantec.

По данным «Лаборатории Касперского», около 50% российских пользователей Windows оставляют свои компьютеры и иные устройства без защиты, что способствует распространению вирусов. Руководитель потребительского бизнеса «Лаборатории Касперского» Андрей Мохоля надеется, что бесплатным антивирусом воспользуются те, кто не может позволить себе покупку антивируса, хотя таких и немного. Также предложением должны заинтересоваться люди, вовсе пренебрегающие защитой – не устанавливающие никаких антивирусов или пользующиеся бесплатными продуктами, рассуждает он. В начале апреля 2015 г. основатель компании Евгений Касперский предупреждал в своем блоге, что установка низкокачественных бесплатных продуктов дает «ложное чувство защищенности». Качество бесплатных антивирусов зачастую невысокое, согласен ведущий аналитик конкурирующей с «Лабораторией Касперского» компании Dr.Web Вячеслав Медведев. Пользователи часто склонны считать хорошим тот продукт, который не сказывается на работе компьютера и не показывает лишних уведомлений, замечает он.

Бесплатный антивирус «Лаборатории Касперского» тестируется уже три месяца, за это время его скачали 200 000 человек, говорит Мохоля. Помимо России продукт будет доступен на Украине, а затем, возможно, и в Китае. Сокращения продаж платной версии «Лаборатория Касперского» не замечает. Dr.Web тоже выпускала бесплатную версию антивируса после выхода платной версии для Android, напоминает ее представитель. Оценить экономический эффект этого шага он затруднился.

Любой бесплатный продукт пробует сразу множество пользователей, часть из которых в дальнейшем может перейти на платный продукт, а часть – начать покупать дополнительные опции, говорит гендиректор «1С-Битрикса» Сергей Рыжиков. Его компания придерживается такой же стратегии, бесплатно распространяя базовый «Битрикс24» и предлагая доплачивать за расширения. С появлением бесплатного антивируса продажи «Лаборатории Касперского» скорее всего даже вырастут вслед за долей рынка, считает Рыжиков.

Последний раз «Лаборатория Касперского» сообщала выручку за 2014 г. – по всему миру она выросла на 7% до $711 млн. Вклад России в этот показатель компания не раскрывает, но вместе с Казахстаном, Монголией и Узбекистаном Россия занимает 3-е место по выручке – после Европы и США, рассказывал Касперский в интервью «Ведомостям» в июле 2014 г. По данным исследовательской компании IDC, в 2014 г. на Россию приходилось около 20% общемировых доходов «Лаборатории Касперского» (в долларах), говорил «Ведомостям» ее аналитик Сергей Яковлев.

Массовый рынок (т. е. домашние пользователи) обеспечивает две трети мировых продаж «Лаборатории Касперского», сообщала в апреле 2015 г. представитель компании. А за три месяца до этого называла ее долю в массовом сегменте российского рынка антивирусов (с учетом бесплатных продуктов) – 26%.