Искусственный интеллект превзошел человека в игре го

Компьютер AlphaGo обыграл одного из лучших игроков мира со счетом 4:1, но это выигрыш для человечества в целом
Ли считается одним из лучших игроков го в мире, поэтому до игры он был уверен в своей уверенной победе и утверждал, что AlphaGo не хватает интуиции
Ли считается одним из лучших игроков го в мире, поэтому до игры он был уверен в своей уверенной победе и утверждал, что AlphaGo не хватает интуиции / Lee Jin-man / AP

Компьютер AlphaGo, разработанный DeepMind (подразделением Google) во вторник одержал победу в финальной пятой партии древнекитайской настольной игры го над корейцем Ли Седолем. Тому удалось взять реванш в воскресенье после проигрыша трех первых партий, но он не смог повторить свой успех и в итоге уступил со счетом 4:1. Это знаменательный момент в развитии технологий искусственного интеллекта (ИИ), учитывая сложность игры, пишет Financial Times (FT).

Цель го – отгородить на игровой доске фишками своего цвета большую территорию, чем противник. Фишки ставятся на пересечении линий, а размер доски – 19х19 линий. В отличие от шахмат, в го гораздо больше возможных вариантов ходов. По оценкам создателей AlphaGo, в го их около 250 в каждый момент игры, а в шахматах – 35. Поэтому они не могли использовать тот же подход, что и специалисты IBM, чей компьютер Deep Blue обыграл в шахматы Гарри Каспарова в 1997 г., анализируя все возможные позиции, отмечает FT. Вместо этого в AlphaGo используется метод «глубинного изучения» и глубокие нейронные сети, в определенной степени имитирующие человеческий мозг. Компьютер сыграл сам с собой тысячи матчей и в результате научился оценивать вероятность победы при каждом ходе и разрабатывать новые стратегии.

В январе AlphaGo смог вчистую победить европейского чемпиона в го Фань Хуэя, француза китайского происхождения. Но Ли считается одним из лучших игроков го в мире, поэтому до игры он был уверен в своей уверенной победе и утверждал, что AlphaGo не хватает интуиции. В случае его победы Google обещала выплатить ему $1 млн, а в случае поражения – отдать эти деньги на благотворительность. В Южной Корее матч вызвал огромный ажиотаж, отмечает The Wall Street Journal (WSJ). Ему были посвящены первые полосы почти всех местных газет, а телеканалы рассказывали о матче по нескольку часов в день в прямом эфире.

В четвертой, победной для себя партии Ли сделал нестандартный ход, вынудив AlphaGo совершить серию грубых ошибок, пишет FT. По словам гендиректора DeepMind Демиса Хассабиса, вероятность того хода компьютер оценивал менее чем в один к 10 000. Но в пятой партии AlphaGo смог отыграться после допущенной в начале ошибки.

Как утверждает Эндрю Окан, президент Американской ассоциации го, никто не надеялся, что компьютер никогда не сможет победить человека в этой игре, но люди считали, что этого не произойдет в ближайшие годы. Тем не менее Ли отказывается признавать это завершением эры превосходства людей над ИИ. «Я не смог победить, но не считаю свой проигрыш поражением человечества», - приводит его слова WSJ.

На пресс-конференции Хассабис не стал говорить о планах дальнейшего применения технологии и заявил, что необходимо извлечь уроки из матча с Ли. Ранее он заявлял, что игры – это идеальная платформа для разработки и проверки алгоритмов ИИ, которые затем могут быть использованы в приложениях, например в сфере здравоохранения.