Mail.ru Group близка к тому, чтобы легализовать всю музыку в своих сервисах, включая «В контакте»

Она вот-вот подпишет лицензионный контракт с Universal
Mail.ru Group близка к тому, чтобы полностью легализовать музыку в своих социальных сетях/ Д. Абрамов/ Ведомости

В ближайшие дни Mail.ru Group может подписать лицензионное соглашение с Universal Music Group, крупнейшим в мире владельцем прав на музыку, рассказали «Ведомостям» два человека, близких к участникам переговоров. Стороны находятся на финальной стадии согласования условий и могут объявить о соглашении в конце недели, говорит один из них. Договор будет распространяться на все социальные сети Mail.ru Group, в которых пользователи закачивают и слушают музыку, – «В контакте», «Одноклассники» и «Мой мир».

По словам одного из собеседников «Ведомостей», сумма контракта составит около $8 млн за три года. Это так называемые минимальные гарантии, которые правообладатель получает за сам факт использования музыки. Также лицензионный контракт обычно подразумевает разделение доходов между мейджорами и интернет-компаниями Mail.ru Group, если эти компании начнут продавать подписку на музыку или зарабатывать на рекламе.

Компании хотят успеть подписать договор, чтобы объявить о полной легализации музыки в сетях Mail.ru Group на музыкальном фестивале VK Fest, который в предстоящие выходные проводит «В контакте», говорит человек, близкий к одной из сторон сделки. О том, что такое объявление на фестивале планируется, слышали еще несколько сотрудников музыкальных лейблов. Правда, не все условия еще согласованы, есть некоторые юридические сложности, предупреждает близкий к участникам сделки человек. Поэтому в ближайшие дни может быть подписан не сам договор и мировое соглашение, а своего рода соглашение о намерениях, финальные же условия контракта будут согласовываться в течение следующего месяца, не исключает он. Другой собеседник «Ведомостей», близкий к участникам переговоров, возражает: если стороны договорятся на этой неделе, то будет подписан нормальный договор.

Universal Music станет последним из западных мейджоров, с которым Mail.ru Group договорится о лицензировании музыки. Ранее российская компания уже подписала соглашения с Sony Music и Warner Music, а также с компанией – дистрибутором музыки Orchard. Кроме того, у группы есть лицензионные соглашения с крупными российскими издателями – Первым музыкальным издательством (ПМИ), студиями «Союз» и «Никитин». Переговоры с правообладателями ведет гендиректор United Music Agency (UMA) Олег Бутенко: он с 2014 г. занимается «очисткой» прав на музыку для Mail.ru Group.

О ранее заключенных группой трехлетних контрактах с западными мейджорами «Ведомостям» рассказывали несколько собеседников. Warner Music российская компания будет платить около $2,5 млн в год, Sony Music – около $2 млн в год. Если прибавить к этому еще Universal, то трем мейджорам Mail.ru Group станет платить за право использования музыки из их каталогов около $7 млн в год. Контракт Mail.ru Group с ПМИ собеседники «Ведомостей» оценивали примерно в $2 млн в год. Это существенные деньги для российского рынка цифровой музыки – весь этот рынок в 2015 г. составил $23,5 млн, говорит менеджер крупного западного лейбла, ссылаясь на данные Международной федерации звукозаписывающей индустрии.

Хотя лицензионные соглашения распространяются на все проекты Mail.ru Group, правообладатели не скрывают, что их главная цель – «В контакте». Они считают эту социальную сеть главным пиратским музыкальным ресурсом рунета. Начиная с 2010 г. «В контакте» входит в так называемый список 301, куда Торговое представительство США ежегодно вписывает самые крупные в мире интернет-ресурсы, нарушающие авторские права.

Если музыка, которую могут слушать пользователи «В контакте», станет легальной, то с музыкальным пиратством в рунете будет покончено, уверен человек, знакомый с менеджерами нескольких крупных музыкальных лейблов. Тем более что привлечь «В контакте» к ответственности за нарушение их прав правообладателям все равно не удается. И Universal, и Warner, и Sony судились с социальной сетью с 2014 г.: они пытались взыскать с компании 50 млн руб. (в общей сложности) за нелегальное использование музыки. Сначала суд частично поддержал мейджоров – отказался удовлетворить их материальные требования, но обязал «В контакте» создать систему, которая будет препятствовать пользователям загружать пиратский контент (так называемую систему цифрового отпечатка). Но апелляционная инстанция признала «В контакте» «добросовестным информационным посредником», не отвечающим за действия пользователей. Система цифрового отпечатка в социальной сети уже работает, говорит сотрудник музыкальной компании. Однако вряд ли «В контакте» можно будет называть полностью легальным ресурсом до тех пор, пока у пользователей вообще остается возможность загружать пиратские файлы, считает он. Компании стоит заплатить не только мейджорам, но и российским лейблам, говорит сотрудник одного из них. 70% музыки, которую слушают пользователи рунета, – российская, а ее легальный каталог у Mail.ru Group сравнительно небольшой, знает он. С российскими лейблами тоже будут новые соглашения, обещает человек, близкий к Mail.ru Group.

Примерно половину музыки во «В контакте» создают и загружают сами пользователи, считает сотрудник крупной интернет-компании. Из оставшейся половины чуть более 50% приходится на русскую музыку, остальное – на зарубежную, права на которую принадлежат западным мейджорам.

Представители Mail.ru Group, Universal и UMA отказались от комментариев.