Статья опубликована в № 4127 от 29.07.2016 под заголовком: 100 руб. на ресторан

Абоненты МТС смогут платить за себя в магазинах при помощи мобильного телефона

Подобные сервисы пока с трудом приживаются в России

Абоненты МТС смогут платить за товары и услуги в офлайновых торговых точках со счетов своих телефонов – в нынешнем году оператор внедрит эту услугу в Москве и Екатеринбурге, а потом и по всей России. Об этом рассказал представитель оператора Дмитрий Солодовников. Чтобы воспользоваться услугой, абоненту не надо иметь смартфон со специальным ПО или модулем NFC: платить можно с помощью обычного мобильного телефона, утверждает он. Достаточно назвать номер телефона кассиру или официанту – и средства будут списаны со счета. Безопасность гарантируется тем, что платеж надо подтвердить, отправив sms. Расплатиться так можно будет в торговых точках, оборудованных платежными терминалами МТС. По словам Солодовникова, помимо продажи оборудования МТС планирует зарабатывать на комиссиях за проведение платежей (их ориентировочный размер МТС не раскрывает). Ставка может составлять 1–3% в зависимости от масштаба бизнеса клиента, оборота, среднего чека, говорит сотрудник одной из платежных систем.

Пользователями новой услуги МТС видит в первую очередь тех, кто уже платит с помощью мобильного телефона за товары и услуги (пока в обычных торговых точках такие платежи недоступны). По данным МТС, в 2015 г. оборот таких платежей год к году вырос на 14% до 14,6 млрд руб., а количество пользователей – на 19% до 3,1 млн. Но потенциальная аудитория нового сервиса больше – ведь он недоступен владельцам кнопочных телефонов, которых на сети МТС более 50%, отмечает Солодовников.

Пока российский рынок мобильных финансовых услуг растет примерно в 2,5 раза медленнее мирового, следует из отчета AC&M Consulting. В 2015 г. его оборот увеличился на 37% до 70,4 млрд руб. Количество пользователей при этом оказалось больше на 15,3% предыдущего года – 11,9 млн человек. Мировой рынок финансовых услуг, предназначенных для пользователей мобильных устройств, ежегодно растет на 90–100%: в 2015 г. он увеличился более чем на 88% до $134 млрд, а количество пользователей – на 50% до 1 млрд человек, подсчитала AC&M Consulting.

Есть контакт

МТС будет договариваться об установке своих терминалов в розничных сетях, ресторанах и кафе, говорит Солодовников. Цена устройства – 9800 руб. Он уточняет, что у оператора уже есть договоренность с одной из крупных ресторанных сетей, но ее название не раскрывает.

По темпам роста рынка Россия отстает не только от развитых, но и от развивающихся стран. От развитых – потому что у российских абонентов на счетах, как правило, меньше денег; от развивающихся – потому что в России лучше развита банковская система, достаточно распространены банковские карты и интернет-банкинг, рассказывала ранее партнер AC&M Consulting Оксана Панкратова.

Исторически сложилось так, что в сегменте мобильных финансовых услуг очень большая доля оборота приходится на денежные переводы между абонентами, а рынок платежей за услуги и товары развивается довольно инертно, говорит управляющий партнер AC&M Consulting Михаил Алексеев. В России не слишком много торговых точек и предприятий в сфере услуг, принимающих мобильные платежи. Еще один удобный способ заплатить с телефона обязательно найдет свою аудиторию, рассуждает Алексеев. По его мнению, сервис МТС, возможно, и не станет сразу очень массовым, но привлечет к этому сегменту рынка дополнительное внимание сотен тысяч пользователей.

В среднем в России одномоментно на счете абонента, пользующегося предоплатным тарифом, находится порядка 100 руб., рассказывает топ-менеджер одной из платежных систем. Впрочем, точных данных на этот счет нет, оговаривается он. Новый сервис стимулирует абонентов чаще пополнять счета и хранить на них больше средств, надеется Солодовников.

До сих пор операторы пытались внедрить в России сервисы платежей при помощи технологии NFC. Но она требует наличия в смартфоне специального чипа.

«Т2 РТК холдинг» (Tele2) планирует запустить проект с крупной сетью быстрого питания, который позволит оплачивать со счета мобильного телефона покупки, платить можно будет и с помощью кнопочного аппарата, утверждает представитель оператора. По его словам, в первом полугодии 2016 г. его база пользователей мобильной коммерции год к году выросла в 4 раза. Более 99% всех операций с использованием мобильного счета происходит в онлайн-среде – в основном это переводы и оплата услуг, рассказывает представитель Tele2. «Вымпелком» планирует запуск проектов по офлайн-оплате с мобильных счетов на предприятиях быстрого питания и крупных заправочных сетях, говорит его представитель Анна Айбашева. Номер телефона в обозримом будущем будет основным идентификатором, используемым для оплаты товаров и услуг, убеждена она. У «Мегафона» на конец 2015 г. было 10 млн пользователей мобильной коммерции, ее доля в выручке от неголосовых услуг выросла на 20%, говорит его представитель Юлия Дорохина. Оборот мобильных платежей оператор не раскрывает. Вывод мобильной коммерции в офлайн – хороший шаг, но плата за дополнительное оборудование приведет к росту расходов торговых и сервисных предприятий, а отправка подтверждающих платеж sms может привести к очередям на кассах, предупреждает Дорохина.