Сбербанк приглашает на совместные инвестиции

Он вложит $50 млн в венчурный фонд с капиталом $200 млн, остальное надеется получить от соинвесторов, вкладывающих не менее $1 млн
Сбербанк запускает второй венчурный фонд с капиталом $200 млн./ Е. Разумный / Ведомости

Первый венчурный фонд SBT Ventures с капиталом $100 млн для финансирования полезных для банка технологических проектов Сбербанк открыл в 2012 г. В апреле этого года стало известно, что госбанк планирует создавать второй фонд. В интервью «Ведомостям» (см. стр. 08) президент банка Герман Греф раскрыл подробности: капитал фонда составит $200 млн. Из них Сбербанк вложит до $50 млн, а остальное внесут соинвесторы, которых намерен привлекать Сбербанк. Минимальный взнос – $1 млн.

Первый фонд вложил $60 млн в 11 стартапов, говорится на сайте его управляющей компании MoneyTime Ventures (она будет управлять и вторым фондом). Свою первую инвестицию он сделал летом 2013 г. в американскую платформу дистанционного управления бесконтактными приложениями и сервисами Sequent Software. В первом фонде Сбербанк – крупнейший акционер и для других инвесторов фонд был недоступен, говорит Греф. Инвесторами второго фонда смогут быть как частные лица, так и компании – российские и иностранные; условия будут равны для всех, обещает представитель Сбербанка, оговариваясь, что банк будет предъявлять требования к квалификации инвесторов (какие конкретно – не уточняет). Названия у нового фонда пока нет.

Урожайный год

В мае этого года стало известно, что сбор средств для второго серийного фонда завершила Runa Capital. Капитал каждого фонда – $135 млн. В июле второй серийный фонд с капиталом $150 млн запустил Inventure Partners. Капитал первого фонда – $100 млн.

Он, как и первый фонд, рассчитан на 10 лет. Фонд будет заниматься искусственным интеллектом, биометрическими технологиями, кибербезопасностью, большими данными, предиктивной аналитикой, перечисляет Греф. Первый этап сбора средств Сбербанк надеется завершить в начале 2017 г. и сразу же должна последовать первая сделка, уточняет представитель Сбербанка. По ее словам, в среднем фонд будет вкладывать по $8–10 млн в миноритарные пакеты компаний США, Израиля и России, уже имеющих выручку и растущую клиентскую базу.

Целевая годовая доходность венчурных фондов составляет 30%, но такой показатель выдерживает лишь около 10% мировых фондов, объясняет управляющий директор фонда Prostor Capital Алексей Соловьев. По его словам, у частных лиц бывает не только финансовая мотивация вкладывать в тот или иной фонд – часто это желание быть вовлеченным в развитие технологических проектов. Чувство причастности к фонду именно Сбербанка будет сильным мотивом, уверен Соловьев. Сбербанк одновременно является стратегическим инвестором, что повышает выживаемость портфельных компаний и планируемое число выходов из инвестиций, а с ними и доходность. Сбербанк сможет набрать нужный капитал от соинвесторов, уверен Соловьев.

В феврале Сбербанк инвестировал в компанию GridGain (размер его вклада не уточняется), разрабатывающую софт для переноса вычислений в оперативную память компьютера. Банк сам пользуется ее продуктами, следует из материалов сайта госзакупок.

Венчурный бизнес несет в себе огромные риски, но сложно найти другие инвестиции со схожей доходностью, считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. Если склонность инвестора к риску позволяет ему делать венчурные инвестиции, то фонд Сбербанка – неплохой выбор, считает она: фонд будет тщательно отбирать объекты инвестиций и сможет использовать собственную инфраструктуру или другие окологосударственные институты для выхода из инвестиций.

Покупка акций даже публичной компании, судьбу которой можно пытаться прогнозировать, все равно несет риски, объясняет старший аналитик «Уралсиба» Константин Белов, вполне можно представить себе инвестора, который пользуется обоими инструментами.