Закон Яровой признан одной из самых жестких мировых мер по защите данных

Но к подобным мерам прибегают и другие страны
Российский закон Яровой эксперты признают одним из самых жестких в мире/ Е. Разумный / Ведомости

Пакет антитеррористических поправок авторства Ирины Яровой и Виктора Озерова оказался в числе 10 мировых инициатив хранения данных, способных навредить дальнейшему инновационному развитию. К такому выводу пришел американский Фонд информационных технологий и инноваций (Information Technology & Innovation Foundation – ITIF). Соседями по списку стали Китай, Индонезия, Турция, Вьетнам и Германия, принимавшие намного более мягкие меры. В основном инициативы касались лишь локализации данных в стране, что, по мнению экспертов ITIF, вредит всей экосистеме мировой торговли и инноваций. Собирать данные об абонентах, помимо России, решила еще Германия, пишет ITIF. Но российский закон оказался жестче всех, считают эксперты.

Пакет Яровой, принятый в 2016 г., с 1 июля 2018 г. обязывает операторов связи и интернет-сервисы полгода хранить телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, звуки, видеозаписи и иные электронные сообщения пользователей.

В Германии сбор данных об абонентах начнется с 1 июля 2017 г. Принятый в декабре 2015 г. закон требует 10 недель хранить метаданные клиентов: кто, где, когда, как и с кем общался. Но не то, что было написано или сказано. Этим и отличается закон Яровой, пишет ITIF. ITIF упоминает, что нормы хранения метаданных, аналогичные немецким, есть в Великобритании и Австралии. Но их законодательство мягче, чем в Германии, поскольку не требует локализации этих данных в стране – компания должна лишь предоставить их по запросу.

Согласно британскому законодательству коммуникационные сервисы обязаны год хранить метаданные всех своих клиентов. Эту информацию могут запрашивать правоохранительные органы и службы безопасности. ITIF известно об этом законе, но в свой список она его не включила. Австралия постановила хранить метаданные абонентов в течение двух лет с октября 2015 г. В прошлогодних списках ITIF это решение также отсутствует.

Китай в прошлом году предпринял свою первую попытку локализовать хранение персональных данных пользователей и прочей важной бизнес-информации. Требование распространяется на компании, входящие в «критическую информационную инфраструктуру» из областей, чувствительных для национальной безопасности, экономики или жизнедеятельности людей. Индонезия и Вьетнам захотели отрегулировать OTT-сервисы (WhatsApp, Skype и Facebook), продолжает ITIF. Также Вьетнам регулирует интернет-компании, социальные сети и прочие сайты, которые предоставляют информацию о «политике, экономике, культуре и обществе». Они обязаны хранить записи пользователей 90 дней, а некоторые метаданные – два года. Турция запретила передавать за границу персональные данные пользователей без их согласия. По мнению ITIF, это равнозначно локализации данных в стране.

Сколько стоит безопасность

938 млрд руб. потребуется «Мегафону» на исполнение закона Яровой, говорит директор оператора по связям с государственными органами Дмитрий Петров. Это превышает три годовых выручки «Мегафона». Исходя из подхода Минкомсвязи, с 2018 г. оператору придется хранить 2,6 Эбайта трафика, а с 2019 г. – 6,6 Эбайта. Представители МТС, «Вымпелкома» и «Ростелекома» отказались от комментариев

В США нет федерального законодательства, требующего хранить данные, передаваемые абонентами оператора, рассказывает советник юридической фирмы Chadbourne Кайл Дэвис. По его словам, информация, которая в добровольном порядке хранится у операторов, может быть затребована в судебном порядке или по секретному приказу спецслужб путем выдачи так называемого письма нацбезопасности.

Принятый в России закон Яровой известен экспертам международных интернет-компаний и ассоциаций, говорит сотрудник одной из них. По его мнению, курс России, Германии и Великобритании на хранение данных еще непременно проявится во множестве стран. С ним соглашается консультант «Пир-центра» (исследовательская организация) Олег Демидов. Все больше стран будет хранить метаданные пользователей, некоторые, возможно, захотят выборочно хранить контент – но в желании хранить весь контент Россия останется в одиночестве, уверен Демидов.

Закон Яровой в России вызвал осуждение экспертного сообщества. Против его принятия в неизменном виде много раз выступали сотовые операторы, которые сетовали на высокую стоимость хранения. Экспертная рабочая группа, которую возглавляет министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов, 19 января рассмотрит вопрос об отмене закона Яровой. Группа соберется по итогам голосования на сайте Российской общественной инициативы (РОИ), завершившегося еще в августе, – тогда общественная инициатива с призывом отменить антитеррористические поправки набрала свыше 100 000 подписей.

Представитель ITIF не ответил на вопрос «Ведомостей».