Комитет Европарламента проголосовал за создание первого в мире закона о роботах

Недавно заняться разработкой такого закона в России предложил основатель Grishin Robotics Дмитрий Гришин
Как и юрлицо, робот – особая юридическая конструкция/ Francois Lenoir / Reuters

Комитет Европарламента сообщил, что уже в феврале правила для роботов и робототехники рассмотрит Европарламент. Автор идеи – социалистка из Люксембурга Мади Дельво-Стер считает, что, раз роботы все сильнее влияют на повседневную жизнь, нужно создать для них надежную правовую базу.

В первую очередь, пишет Дельво-Стер, нужны правила для беспилотных и роботизированных автомобилей, эта отрасль развивается быстрее всего: пора создать систему страхования для беспилотников и фонд, из которого будут платить компенсации пострадавшим в авариях с беспилотниками.

Отдаленная задача, продолжает Дельво-Стер, – специальный правовой статус для электронных граждан, автономных роботов: надо иметь инструмент для урегулирования ущерба, нанесенного ими.

Дельво-Стер предлагает дать определение автономным роботам и создать Европейское агентство по робототехнике и искусственному интеллекту – оно обеспечит техническую, этическую и нормативную экспертизу в Евросоюзе.

От теории – к практике

Grishin Robotics в пятницу объявила об инвестиции в компанию Starship, создателя первой в мире системы локальной доставки товаров с использованием автономных мобильных роботов. Starship использует парк автономных мобильных роботов собственной разработки для доставки товаров в течение 15–30 минут на расстояние до 4,5 км. Роботы принимают все решения самостоятельно, но в то же время отслеживаются людьми-операторами, которые при необходимости могут перехватить управление.

Нужны также поправки в Венскую конвенцию о дорожном движении и в Гаагскую конвенцию о праве, применимом к дорожно-транспортным происшествиям.

Основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.ru Дмитрий Гришин в декабре сообщил, что разработал концепцию закона о роботах – в ней частично использовано регулирование, которое применяется к животным и юрлицам. Откликов на концепцию пока нет, говорит он. У искусственного интеллекта нет эмоций, поэтому роботы не станут субъектами права, сказано в концепции Гришина, но они схожи с животными в том, что способны совершать автономные действия. Как и юрлицо, робот – особая юридическая конструкция, поэтому Гришин допускает создание реестра роботов по аналогии с ЕГРЮЛ. К создателям роботов, считает он, могут применяться нормы об ответственности владельца источника повышенной опасности.

Гришин говорит, что послал концепцию в ведущие юридические институты (Институт государства и права РАН, Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве, МГУ и СПбГУ, Московскую государственную юридическую академию, Высшую школу экономики) и собирает отклики. Гришин рад, что в Европе озаботились законом для роботов. Он тоже считает, что отрасль, где регулирование понадобится в первую очередь, – беспилотники: нужно разделить их на классы по зонам действия и массе. «Например, роботы массой не более 6 кг передвигаются медленно и предназначены для доставки грузов; грузовики работают в карьерах и не бывают на проезжей части – очевидно, их регулирование должно строиться по другому принципу, чем автомобилей, выезжающих на улицы», – уверен Гришин.

Вопрос о законодательстве для роботов поднят очень своевременно, говорила президент Cognitive Technologies (создает роботизированные автомобили для «Камаза») Ольга Ускова: отрасль стремительно развивается, опережая прогнозы. Но регулирование должно быть широким, считает она: в первую очередь необходимо отработать метрики и стандарты для определения уровня интеллектуализации роботов. Также необходимо создать правила: как машинам с интеллектом вести себя в критических ситуациях, продолжает Ускова, вопросы общефилософского характера и ответственности должны тоже решаться, но как часть регулирования должна быть выработана и система взаимоотношений между машинами, а также между людьми и машинами.

Аналитики консалтинговой компании McKinsey посчитали, что автоматизация и роботизация процессов может высвободить около 49% трудового времени работника в среднем. В то же время большая часть трудовых задач может быть решена при помощи современных технологий либо тех, что будут представлены в ближайшем будущем. Это, говорится в их исследовании, позволит сэкономить компаниям и учреждениям $15,8 трлн заработной платы и заменить 1,1 млрд работников по всему миру. Но только 5% рабочих мест могут быть автоматизированы полностью, заключают аналитики.