Netflix выгоняют с Каннского кинофестиваля

Теперь в этом конкурсе могут участвовать только фильмы, выходящие в кинотеатрах
Каннский кинофестиваль решил, что кинотеатры ему важнее видеосервисов / Denis Balibouse/ REUTERS

Каннский кинофестиваль, главный фестиваль кинофильмов в мире, ввел новые правила для участников – с 2018 г. в конкурсе могут участвовать только те фильмы, у которых есть предварительные договоренности о прокате во французских кинотеатрах. Об этом 10 мая сообщила администрация фестиваля. Изменения были внесены после того, как французская гильдия кинопрокатчиков обвинила американский видеосервис Netflix в нарушении французских законов, регулирующих прокат.

В этом году Каннский фестиваль отобрал для участия в основном конкурсе сразу два фильма Netflix – «Окча» и «История семьи Мейровиц». Netflix, Amazon и другие видеосервисы последние годы активно занимаются не только дистрибуцией контента, но и производством собственных оригинальных сериалов, а теперь и фильмов. Это вызывает раздражение традиционных игроков, которые часто называют такую конкуренцию недобросовестной. Сериалы Netflix и Amazon не раз получали награды от таких престижных телеконкурсов, как Emmy и Golden Globe. Первым онлайн-сериалом, который выиграл премию Emmy, стал «Карточный домик» от Netflix, это произошло в 2013 г. Свои фильмы видеосервисы рассчитывают продвигать в мире в том числе с помощью престижных кинофестивалей, участие в которых всегда привлекает внимание не только критиков, но и публики. Так, в этом году документальный фильм Netflix о войне в Сирии «Белые шлемы» получил «Оскара» как лучший документальный фильм.

Претензии французской гильдии вызвало то, что Netflix, как и Amazon, показывает свои сериалы и фильмы в интернете, но не в кинотеатрах. «Какой смысл вообще проводить конкурс, если потом эти фильмы французские зрители не увидят в кинотеатрах?» – заявил изданию Deadline управляющий директор гильдии Марк-Оливер Себба.

Кинофестиваль пытался договориться с Netflix о прокате конкурсных фильмов во Франции, но «соглашение, к сожалению, так и не было достигнуто». В США Netflix выпускал отдельные сериалы в кинотеатрах и гильдия рассчитывала, что онлайн-сервис поступит таким же образом и во Франции. Впрочем, тот же «Окча» выйдет в кинотеатрах в Корее.

Проблема состоит в том, что во Франции специально оговорены сроки между премьерой в кинотеатрах и показом фильма на ТВ, в кабельных сетях и интернете. Для видеосервисов это очень длинный срок – не менее 36 месяцев. То есть даже если Netflix исполнит требования фестиваля формально и покажет фильм, к примеру, в одном кинотеатре, то в сети премьера будет доступна только через три года. Французские кинокомпании поддержали новые требования еще и потому, что часть денег, собранных местными кинотеатрами, по закону идет на финансирование производства новых фильмов.

Гендиректор Netflix Рид Хастингс написал в Facebook, что огорчен решением фестиваля: «Истеблишмент сплотился против нас. Смотрите «Окча» на Netflix 28 июня». Фестиваль сообщил, что в этом году не будет исключать фильмы Netflix из конкурса.

Многие французские кинематографисты поддержали решение фестиваля, они рассчитывают, что такие же правила введут и другие авторитетные фестивали – в Берлине, Венеции и Торонто, пишет Deadline. Но нашелся и защитник Netflix. Один из основателей дистрибуторской компании Wild Bunch – Винсент Маравал назвал новые правила «политикой в ее худшем проявлении»: «Я с удовольствием посмотрю, как другие фестивали введут аналогичные правила по обязательному прокату в своих странах, и тогда в этих конкурсах не останется много французских картин. Ведь получается, что крупнейший международный кинофестиваль не хочет признавать прокат в Корее, но зато пытается навязать французские кинотеатры всем конкурсантам. Это поведение колонистов. Фестивалю должно быть стыдно».-