Технологии
Бесплатный
Павел Кантышев

Китай заблокировал WhatsApp

Марк Цукерберг зря учил китайский язык

Китай заблокировал мессенджер WhatsApp, сообщает The New York Times (NYT). Издание напоминает, что это очередной шаг Пекина по усилению онлайн-слежки в преддверии собрания Коммунистической партии, которое должно состояться в октябре. Этот конгресс раз в пять лет выбирает руководство партии – и страны.

WhatsApp принадлежит Facebook, чей основатель и гендиректор Марк Цукерберг в попытках вернуть социальную сеть на рынок Китая даже изучал китайский язык, и блокировка мессенджера в материковом Китае – большой шаг назад. WhatsApp был последним из продуктов Facebook, доступных в Китае: Facebook был заблокирован в 2009 г., другой популярный сервис, Instagram, также недоступен для китайских пользователей, напоминает NYT.

В середине июля китайские цензоры начали блокировать видеочаты и отправку фотографий и прочих файлов через WhatsApp. Также они остановили обмен голосовыми сообщениями. Но большинство текстовых сообщений передавались нормально.

Блокировка текстовых сообщений означает, что Китай разработал специальные инструменты, чтобы вмешиваться в обмен сообщениями, который опирается за технологии шифрования, сообщил NYT исследователь из Symbolic Software Надим Кобейсси. «Это необычный метод», – указывает он.

В России свой порядок

В мае Роскомнадзор на неделю блокировал WeChat. Ведомство не устраивало, что мессенджер не предоставлял нужных данных для внесения в реестр организаторов распространения информации, но когда это все же случилось, Роскомнадзор снял претензии к мессенджеру.

У китайских властей есть опыт практически полной блокировки интернет-сервисов, равно как и замедления их до бесполезного состояния, пишет NYT. Итогом их действий стал массовый переход пользователей к быстрым технологиям связи, которые, однако, контролируются властями Китая. В пример NYT приводит мессенджер WeChat разработки китайской компании Tencent. Весной им ежемесячно пользовались более 889 млн человек.

Для американских компаний рынок Китая – источник постоянной головной боли. Так, помимо Facebook в Китае заблокированы сервисы Google. А у Apple проблема с книжными и видеосервисами – в прошлом году их заблокировали без объяснения причин. В отличие от Facebook и Google «яблочной» корпорации все же удаются шаги навстречу властям Китая. В июле Apple согласилась впервые в своей истории построить в Китае дата-центр для хранения данных пользователей сервиса Apple iCloud: фото, видео, документов и приложений. Но у Apple не будет полного контроля над дата-центром: из-за жестких требований китайских властей к защите данных дата-центром будет управлять китайская госкомпания Guizhou on the Cloud Big Data Industry Development Co, которую возглавляет бывший чиновник китайское провинции.

Но контроль над шифрованием данных остается в руках Apple. Соглашение сторон также не позволяет Apple передавать в США данные китайских клиентов.

А в конце июля Apple изъяла из своего магазина приложений для китайского рынка программы, позволяющие обходить «Великую китайскую стену», – сетевой брандмауэр, установленный по указанию властей КНР.