Российский разработчик получил грант на разработку грузового дрона
Он появится через три года и сможет работать в условиях СевераРоссийский разработчик грузовых дронов «ОКБ авиарешения» получил грант на разработку устройств от Национальной технологической инициативы (НТИ) на сумму 244 млн руб. Об этом сообщает Агентство стратегических инициатив (АСИ, отвечает за реализацию НТИ). Компания разрабатывает тяжелые дроны Skyf, которые способны поднимать грузы до 250 кг, а с грузом около 50 кг – пролетать до 350 км, говорится в сообщении компании.
Грант будет выделяться тремя этапами длиной в год каждый, объясняет партнер фонда FPI Илья Родин. С 2014 г. фонд инвестировал в Skyf около $3 млн. Эти деньги компания потратила на создание команды, организацию конструкторского бюро и инфраструктуры, разработку системы управления и выпуск прототипа. Сейчас фонд вложит еще 115 млн руб., поскольку грант НТИ предполагает внебюджетное финансирование не менее 30% общей суммы проекта.
Первый этап предполагает доработку дрона и его системы управления, рассказывает Родин. Систему предстоит научить облетать препятствия, стабильно летать в различных условиях и на различных высотах, учитывать ветер, неровную поверхность. На второй год работы начнется адаптация Skyf для нужд сельского хозяйства, где нужно распылять средства защиты растений, продолжает Родин. Для этого дрон должен летать на небольшой высоте и обладать защитой от коррозии. На третьем этапе появится версия Skyf для доставки грузов, которая в основном будет применяться на Севере, он должен иметь защиту от обледенения и систему дальней связи. На третий год работы к проектам в сельском хозяйстве добавятся вылеты по доставке грузов, должно состояться около 40 вылетов, говорит он. Через три года компании предстоит открыть серийное производство дронов, но уже не на деньги гранта, а на заемные 140 млн руб., говорит Родин.
Компания планирует продавать не дроны, а их летные часы – так можно снизить порог входа для потребителей. Причем продавать их будут не конечному заказчику, а его подрядчикам, и для них час полета дрона обойдется примерно в 2500 руб., говорит Родин.
Продукт может быть полезен для сельского хозяйства – орошения, удобрения, полагает гендиректор «Русагро» Максим Басов. Особенно на Дальнем Востоке, где часто размывает дороги, указывает он. Но «Русагро» будет тестировать технологию не раньше 2018 г.
Что такое НТИ
О создании НТИ президент России Владимир Путин сообщил в послании Федеральному собранию 4 декабря 2014 г., назвав эту программу одним из приоритетов государственной политики. К концу 2016 г. было утверждено шесть дорожных карт НТИ, которые рассматривают использование новых технологий в области автомобилестроения, авиации, судостроения и освоения морских ресурсов, энергетики, медицины, а также в нейрокоммуникации человека и машины, сообщил представитель Минобрнауки. В федеральном бюджете текущего года на проекты НТИ заложено 12,46 млрд руб.
Агрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система») использует дроны как для уточнения границ и площадей угодий, так и для контроля качества посевов, говорит представитель холдинга. В сравнении с пилотируемой авиацией и спутниками дроны отличаются низкой стоимостью использования и мобильностью, при которой не нужна дорогая взлетная полоса, продолжает он. Издержки на штат относительно низки, а учится персонал быстро, поясняет он.
На Севере есть три основных препятствия к применению дронов, рассказывает руководитель группы консультирования по перспективным технологиям KPMG Николай Легкодимов: питание (густеет топливо), сильный ветер (устройство сносит), сбоит электроника (компас и акселерометр, замеряющий ускорение). Но если какая-то компания предложит продукт, который сможет работать в этих условиях, то у северных компаний будет на него спрос по доставке грузов на небольшие расстояния, заключает Легкодимов.
Дорожная карта AeroNet предполагает, что к 2025 г. над территорией страны будет постоянно находиться в воздухе не менее 100 000 беспилотных воздушных судов. На развивающемся рынке беспилотников доля России может составить более $35–40 млрд, а глобальный рынок, по оценке авторов дорожной карты, может составить более $200 млрд.