«Билайн» уходит из Таджикистана

Veon продает свою таджикскую «дочку» после предъявления ей налоговых претензий
«Таком» – не первый работающий на развивающихся рынках оператор, из бизнеса которого выходит Veon/ Ярослав Чингаев/ Для Ведомостей

Телекоммуникационный холдинг Veon продает свой бизнес в Таджикистане, сообщила «Ведомостям» представитель Veon Мария Пискуненко. По ее словам, Veon заключила соглашение о продаже зарегистрированной на Британских Виргинских островах Vimpelcom AG, которой принадлежит 98% компании «Таком», работающей в Таджикистане под брендом «Билайн». Покупателем выступает ZET Mobile Limited, уже владеющая 2% оператора, отметила Пискуненко. Детали сделки, ее сумму и бенефициаров ZET Mobile она не назвала, уточнив, что передача актива требует одобрения регуляторов.

Veon перестала раскрывать показатели бизнеса в Таджикистане со II квартала 2016 г. В 2015 г. выручка таджикского оператора упала на 17% до $118 млн, а показатель EBITDA вырос на 20% до $75 млн. В I квартале 2016 г. выручка уменьшилась на 27%, EBITDA – на 15% до $12 млн.

По оценке аналитика AC&M-Consulting Антона Погребинского, у «Такома» на конец прошлого года было чуть более 1 млн абонентов – компания занимала 15–16% таджикского сотового рынка по этому показателю.

Опрошенные «Ведомостями» аналитики разошлись в оценке стоимости актива. Аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин считает, что «Таком» может стоить от $150 млн до $200 млн. Аналитик iKS-Consulting Максим Савватин оценивает сумму сделки в $120 млн. Аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин дает консервативную оценку в $70 млн.

Ранее представитель «Такома» рассказывал, что за 2016 г. компания выплатила налогов на общую сумму $73 млн при прибыли $68 млн. В конце января 2017 г. председатель налогового комитета при правительстве Таджикистана Нусратулло Давлатзода заявил, что Таджикистан выявил сокрытие крупных платежей. В частности, «дочка» «Мегафона» МЛТ, по его словам, задолжала Таджикистану около $19,5 млн, а «Таком» – $18,9 млн.

«В Таджикистане нам предъявили налоговые требования, с которыми не согласилась наша компания в Таджикистане и аргументированно разъяснила позицию таджикской стороне», – говорил «Коммерсанту» в марте 2017 г. бывший гендиректор региона Евразия Veon Михаил Герчук. Для работы в любой стране необходимы экономические условия, которые способствуют развитию бизнеса, если нет возможности развиваться, такой бизнес не имеет смысла, сказал Герчук.

Veon – не единственная телекоммуникационная компания, столкнувшаяся в последние годы с проблемами в Средней Азии. Например, в 2012 г. была обанкрочена и лишилась оборудования «дочка» МТС в Узбекистане. В 2014 г., создав СП с государственным оператором, МТС вернулась на этот рынок, а в 2016 г. продала свою долю правительству Узбекистана за $1. Источник «Интерфакса» в госкомсвязи Узбекистана тогда связывал этот шаг с антикоррупционным расследованием в отношении МТС: минюст и Комиссия по ценным бумагам и биржам США заподозрили, что она, а также Vimpelcom (прошлое название Veon) и Telia давали взятки узбекским структурам, связанным с дочерью бывшего президента страны Ислама Каримова. Vimpelcom Ltd. в 2016 г. согласилась выплатить штраф в $795 млн.

Налоговая ситуация с российскими операторами может стать предметом обсуждения на предстоящем заседании межправительственной комиссии с Таджикистаном в конце апреля, отметил представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова.

Представитель «Мегафона» отказался от комментариев. Представители российского Минкомсвязи и налогового комитета Таджикистана не ответили на вопросы «Ведомостей». Связаться с представителями ZET Mobile не удалось.