«Тинькофф банк» разработал голосового помощника по имени «Олег»
Робота зовут так же, как и основателя банка – Олега Тинькова, но голос у него другой«Пока очень скромно, мы решили назвать «Олег». Но может быть, еще поменяем, может, «Иван» назовем», – заявил вечером 6 декабря основатель и председатель совета директоров «Тинькофф банка» Олег Тиньков. На корпоративе банка он объявил о предстоящей через неделю презентации голосового помощника. Назвать имя ему пришлось после вопроса ведущего вечера Ивана Урганта. Почему было выбрано именно имя Олег – Тиньков не объяснил. Но сказал, что решение принималось «мучительно» долго. Видео с фрагментом выступления Тинькова «Ведомостям» предоставил один из участников мероприятия.
Речь идет о голосовом ассистенте для клиентов «Тинькофф банка», который поможет пользователям в решении финансовых и повседневных задач. Робот поможет, например, перевести деньги, заявил Тиньков. А парой мгновений позже он просил «Олега» зарезервировать столик в ресторане. В ответ робот интересовался, на какую дату нужна бронь. Как оказалось, голос у него не такой, как у бизнесмена.
«Тинькофф банк» разрабатывает для своего мобильного приложения голосового помощника по имени Олег, подтвердил представитель банка. Почему для робота было выбрано имя Олег, а также на прочие вопросы о его функционале он не ответил, попросив дождаться официальной презентации.
Пока из российских компаний только у «Яндекса» есть голосовой помощник – «Алиса». Она интегрирована в умную колонку «Яндекса» и его смартфон, а также в некоторые сервисы, например в «Яндекс.Навигатор».
Голосового помощника по имени Маруся разрабатывает Mail.ru Group. Но когда она будет предъявлена публике – представитель Mail.ru Group не говорит.
Встроить «Алису» в сторонние сервисы невозможно, поясняет представитель «Яндекса». Но с помощью специальной платформы «Яндекс.Диалоги» бизнес может обучить ее определенным навыкам – заказать пиццу или авиабилет, прочитать текст вслух или сделать зарядку. Денег за это «Яндекс» не взимает. Полностью автоматизированных голосовых навыков сейчас более 1000, а с учетом тех, где «Алиса» прибегает к помощи живого оператора компании – создателя навыка, их насчитывается более 30 000. Число обучающих «Алису» компаний представитель «Яндекса» не раскрывает.
Голосовые помощники интересны бизнесу. Совкомбанк, например, обучил «Алису» отвечать на вопросы о карте рассрочки «Халва». Альфа-банк и «Открытие» такого пока не планируют. Не собирается внедрять голосового бота и ВТБ. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.
У «Мегафона» есть виртуальный помощник «Елена», который может подсказать баланс или остатки минут и мегабайт, рассказать о расходах и способах оплаты услуг. Во II квартале 2019 г. оператор интегрирует голосового помощника в «Мегафон.ТВ». Тот сможет искать фильмы и управлять телеканалами, отвечать на вопросы о состоянии счета и ценах на контент. «Вымпелком» и МТС также рассматривают возможность создания такого помощника, говорят их представители.
Голосовой помощник противоречит логике клиентского использования мобильного банка, говорит digital-директор банка «Открытие» Александр Пятигорский. В основном пользователи не ожидают, что приложение начнет с ними разговаривать. Да и воспринимать зачастую сложные банковские продукты проще визуально, а не на слух. Хотя слабовидящим такой сервис, безусловно, полезен.
Голосовые ассистенты состоят из двух основных компонентов: технологии синтеза и распознавания речи, а также движка, который состоит из нейросети, обученной сценариям диалога, или платформы с набором правил, рассказывает гендиректор компании «Центр речевых технологий» Дмитрий Дырмовский. Движок отвечает за то, чтобы машина поняла вопрос и выдала адекватный ответ или действие.
Стоимость создания помощника зависит от его возможностей – будет ли он озвучивать справочный раздел или сможет осуществлять заданные потребителем действия. Базовый набор обойдется в несколько миллионов рублей. Но чем умнее ассистент, чем больше бизнес-задач он закрывает, тем выше будет его стоимость. Голосовые ассистенты уровня «Алисы» требуют команду разработки не менее чем в 100 человек – а это сотни миллионов рублей. Но подобные ассистенты могут и жить лишь в составе экосистем крупных технологических компаний, говорит Дырмовский.
Уточнены планы ВТБ по внедрению голосового помощника.