Зачем государство финансирует открытие новых кинотеатров

Сборы русского кино выросли, но зрителей таким кинозалам не хватает
Оставшиеся с советских времен и заново открытые кинозалы в малых городах – дополнительный заработок для отечественных продюсеров/ Максим Стулов / Ведомости

В России в 2018 г. открылось больше 350 кинотеатров, еще почти 60 закрылось, в результате их общее число увеличилось на 20% до 1893, сообщила «Невафильм Research». Но этот рост практически полностью был обеспечен кинотеатрами, реконструированными за счет федерального бюджета, подтвердила «Ведомостям» старший аналитик этой компании Ксения Леонтьева. И так происходит уже второй год подряд. Национальный рынок достиг насыщения, с коммерческой точки зрения открывать новые залы становится все менее рентабельно, объясняет Леонтьева, поэтому рынок увеличивается за счет госинвестиций.

Зачем это государству

Программа масштабной реконструкции кинотеатров в малых городах началась в 2015 г. по инициативе министра культуры Владимира Мединского. Управляет программой государственный Фонд кино, который ежегодно проводит отбор кинотеатров, которые хотят безвозвратно получить до 5 млн руб. на реконструкцию, то есть на покупку нового проектора и экрана, установку кресел и так далее. Первые два года деньги выдались кинотеатрам только в местах, где проживает менее 100 000 человек. Такие площадки быстро закончились и критерии упростили — теперь на 5 млн руб. от Фонда кино могут претендовать и залы в городах с населением до 500 00 человек.

Зачем это государству? Во-первых, как объясняет Мединский, так новые фильмы, наконец, увидят люди, у которых десятилетиями не было возможности сходить в кинотеатр: огромной части населения страны приходится добираться до ближайшего кинотеатра десятки, а то и сотни километров. Во-вторых, в России теперь производится так много фильмов, что им просто не хватает экранов и сеансов, чтобы заработать. Это одна из причин, почему Минкульт так активно очищает кинотеатры в праздники от голливудских конкурентов. Оставшиеся от советских времен и заново открытые кинозалы в малых городах — дополнительное окно заработка для отечественных продюсеров. Кинотеатры получают госденьги безвозвратно, но потом обязаны отдавать отечественных фильмам не менее половины сеансов. Это примерно в двое больше сеансов, чем в среднем по рынку получает отечественное кино.

Насколько эффективны инвестиции

В прошлом году в России начали работать 337 кинотеатров с 361 кинозалами, которые были реконструированы за федеральные деньги. Всего по программе было открыто 717 кинотеатров с 787 залами. На это ушло 4 млрд руб. из федерального бюджета.

Насколько эффективны эти инвестиции? В прошлом году реконструированные кинотеатры посетило 6,8 млн человек, которые потратили на билеты 1,2 млрд руб., сообщил «Ведомостям» Фонд кино. Это лишь 1,2% от общей кинокаccы страны или 3,4% всех зрителей. На реконструированные за госденьги площадки сейчас приходится 14% всех кинозалов в стране, получается, их посещаемость гораздо хуже, чем в среднем по рынку.

Несмотря на жесткое ограничение по сеансам отечественного кино, в таких кинотеатрах зрители тоже чаще выбирают продукцию Голливуда: лишь 40% их кассы или 0,5 млрд руб. в 2018 г. пришлось на российские фильмы. Учитывая темпы развития сети, вряд ли совокупная отечественная касса этих площадок с 2015 г. превышает 1 млрд руб. Получается, на каждые четыре потраченные рубля из бюджета государство пока получило один рубль для отечественного кино.

Но российские продюсеры рады этим дополнительным деньгам: в 2018 г. отечественное кино впервые получило почти 30% кинозрителей, напомнил недавно гендиректор кинокомпании «Три Тэ» Никиты Михалкова» Леонид Верещагин и заявил, что одна из причин такого успеха — как раз госпрограмма кинофикации.

Пляски вместо фильмов

Тем не менее плохая заполняемость площадок остается проблемой для государства: Мединский признает, что треть таких кинотеатров работает с низкой нагрузкой. Три самые очевидные причины, говорят опрошенные «Ведомостями» сотрудники кинотеатров и прокатных компаний: небольшой размер населенных пунктов, где открываются такие площадки, соответственно, изначально небольшая потенциальная аудитория; гораздо менее платежеспособное, чем в крупных городах население; отсуствие привычки ходить в кино. Для коммерческих киносетей бизнес в таких местах либо экономически не оправдан, либо слишком рискован, указывают собеседники «Ведомостей», для выживания и нужна госдотация.

Есть и организационные проблемы. Многие площадки открываются в местных домах культуры или даже библиотеках, для которых кино вовсе не основной вид деятельности. В Домах культры постоянно работают кружки, проходят репетиции и концерты, собрания, они не будут крутить фильмы все выходные как обычный кинотеатр, объясняет заместитель гендиректора «Кубанькино» Алексей Семенин.

Как решать проблему посещаемости

Самим прокатчикам часто неудобно возиться с каждой маленькой площадкой, следить как она крутит фильмы, тратить на это человеко-часы, указывает руководитель крупного прокатчика, а в программе кинофикации сотни разрозненных игроков, многим из которых современный кинобизнес надо учить с нуля. Прокатчики работают как посредники между продюсерами и кинотеатрами, именно они договариваются о расписании фильмов и передают кинотеатрам копии. Чтобы снизить риски, прокатчики требуют от кинотеатров платить минимальную гарантию, что сложно для маленьких площадок. В результате многие площадки часто не могут получить новые фильмы, указывает Леонтьева, и для соблюдения условий госфинансирования катают советскую классику.

Из-за этого Фонд кино год назад фактически взял на себя функции прокатчика по показу отдельных отечественных картин в таких кинотеатрах. И как недавно сообщил исполнительный директор фонда Вячеслав Тельнов, организация дальше будет искать способы договариваться по прокату российского кино в таких кинотеатрах.

Большую часть площадок в итоге взяли под крыло букеры — посредники посредников, которые договариваются с прокатчиками в интересах небольших кинотеатров, следует из данных «Невафильм Research». Букерам непросто работать с отреконструированными площадками, говорит гендиректор одной из таких компаний «Премьер-зал» Владимир Петелин, часть кинотеатров вполне эффективна, с другими букер перестал работать, поскольку несет расходы по обслуживанию каждой точки. Надо уже признать, что программа кинофикации — это социальный проект, по своему замыслу хороший проект, рассуждает Петелин, но в целом работоспособный только при постоянной помощи государства: нужны не только инвестиции в реконструкцию, но и льготы на обслуживание таких кинотеатров, поощрение прокатчиков и букеров. В противном случае кинотеатры начнут закрываться так же быстро, как открылись, соглашается другой собеседник «Ведомостей». Мединский традиционно более оптимистичен: он говорит о расширении программы еще на 1200 кинотеатров.