Чему мы радуемся, когда радуемся рекордным сборам российского кино в прокате

Нашим фильмам помогают любовь зрителей и отсутствие конкуренции с иностранцами

Семейный поход в кино – одно из самых доступных развлечений для жителей России в новогодние каникулы. Когда уже устали есть оливье перед телеэкраном и ходить в гости, мы идем гулять, глазеть на украшенные витрины магазинов и хрустеть попкорном в кинотеатре. Тем более что сами телеканалы изо всех сил подогревают интерес к отечественному кино, без устали рассказывая, какое эпическое зрелище нас ждет на большом экране. Никакого альтруизма: последние несколько лет российские каналы раскручивают фильмы, в которые сами вложили деньги. И эта машина перекачивания зрителей из дивана в кресла кинотеатра очень эффективна.

Судите сами: государственный телехолдинг ВГТРК в эти каникулы раскручивал свой военный фильм «Т-34», конкурирующий холдинг «Газпром-медиа» завлекал зрителей на комедию «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел», снятую по одноименному сериалу канала ТНТ. Оба фильма уже собрали около 1,4 млрд руб. До сих пор лишь шесть российских картин собрали в прокате более 1,5 млрд руб. И все они вышли при поддержке крупнейших телеканалов.

В этом году отечественному кино помогал не только эфирный ресурс, но и административный. Последнюю неделю перед Новым годом и первые несколько дней января в российских кинотеатрах выходили только отечественные премьеры. Все иностранные картины были сдвинуты. Единственная голливудская премьера в новогодние дни – «Мэри Поппинс возвращается» от студии Disney вышла 3 января ограниченным прокатом, большинство небольших кинотеатров ее копию у прокатчика не получили, чтобы не мешать зрителю смотреть отечественный продукт.

Продюсеры, прокатчики и кинотеатры сами договорились очистить самые вкусные дни новогоднего проката от Голливуда. Было понятно: если кинокомпании не договорятся сами, в игру вступит Министерство культуры. У чиновников есть очень эффективная дубинка – Минкульт выдает прокатные удостоверения и поэтому решает, когда именно тот или иной фильм может выйти в кинотеатрах. Эта дубинка уже не раз применялась против Голливуда. И будь на то воля министра культуры Владимира Мединского, кажется, он бы вообще оставил наших зрителей без иностранного кино. Ибо зачем нам чуждые ценности? Применение грубой силы бизнесу вредит, так что кинокомпании сами договорились зачистить новогодний прокат от Голливуда с минимальными совокупными потерями для себя.

Российские продюсеры теперь открывают одну бутылку шампанского за другой, их фильмы бьют рекорды. Всего российские картины за первые восемь дней января собрали 3,05 млрд руб., подсчитал «Бюллетень кинопрокатчика», что на треть больше, чем в прошлый Новый год. Всего зрители потратили на билеты в кино 4,2 млрд руб. Отечественное кино в эти дни выбрали три из четырех зрителей в кинотеатрах, подсчитал государственный Фонд кино. Для русских фильмов это небывалая доля по аудитории и по кассе. Так что восторги продюсеров и чиновников понятны.

А что же зритель? Выбора среди отечественного кино у него явно хватало – стрельба из пушек со спецэффектами, комедия с жесткими шутками, лирическая комедия, мультфильм о богатырях, мультфильм о Снежной королеве, классический американский мюзикл. Но в топ-3 фильмов новогодних каникул неожиданно попал американский мультфильм о Гринче, который украл Рождество. Премьеру ради отечественных картин сдвинули на 13 декабря, и на сами каникулы у мультфильма осталось небольшое число сеансов, но зрители снова и снова выбирали американского злодея, а не русского богатыря. Административный ресурс, конечно, всегда помогает, но решает в итоге зритель.