Почти 1,2 млн человек платят онлайн-кинотеатру Ivi

Это вдвое больше, чем год назад
Такой быстрый рост и активное привлечение платящих пользователей дорого обходятся Ivi/ Евгений Разумный / Ведомости

Выручка онлайн-кинотеатра Ivi в прошлом году выросла на 62% до 3,9 млрд руб., сообщил представитель компании. Это крупнейший по доходам кинотеатр в России, его выручка в 2018 г. росла быстрее, чем годом ранее (+55%), и быстрее, чем рынок в целом. По предварительным данным «ТМТ консалтинга», доходы всех онлайн-кинотеатров в России в 2018 г. увеличились на треть до 10,4 млрд руб.

Доходы Ivi так быстро растут за счет платежей пользователей, которые увеличились за год почти вдвое – до 2,8 млрд руб., и прежде всего за счет регулярных платежей за подписку (1,8 млрд руб.). В декабре 2018 г. почти 1,2 млн человек хотя бы раз заплатили Ivi за подписку, за просмотр отдельного фильма или сериала. Это вдвое больше, чем в декабре 2017 г. Примерно половина платящих пользователей – подписчики, говорил «Ведомостям» основатель Ivi Олег Туманов.

Ivi был запущен Тумановым в 2010 г. и до середины 2016 г. кинотеатр зарабатывал прежде всего на рекламе, которую показывал перед началом просмотра фильма или сериала. Но рынок рекламы начал замедляться, а пользователи рунета постепенно научились платить за контент, так что Ivi стал активнее развивать нерекламную модель бизнеса. В 2017 г. Ivi обогнал по числу платящих пользователей прежнего лидера – сервис Okko (сейчас входит в Rambler & Co), знает сотрудник другого онлайн-сервиса. Аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова подтверждает, что Ivi сейчас крупнейший онлайн-кинотеатр в России не только по выручке (он контролирует треть рынка), но и по числу платящих пользователей. Представитель Okko от комментариев отказался.

Переключают внимание с рекламы на пользователей не только Ivi и Okko, но и другие видеосервисы. В 2017 г. российские онлайн-кинотеатры совокупно впервые получили от пользователей больше денег, чем от рекламодателей. В 2018 г., по предварительной оценке «ТМТ консалтинга», это соотношение составило 65 и 35% соответственно.

Такой быстрый рост и активное привлечение платящих пользователей дорого обходятся Ivi, говорят собеседники «Ведомостей» в других видеосервисах, – компания больше тратит на контент, покупает больше эксклюзивных, а значит, дорогих прав на сериалы и фильмы, отдает часть денег от платежей пользователей многочисленным партнерам, например операторам связи, которые помогают Ivi продавать подписку. Наконец, Ivi в 2018 г. проводил масштабные рекламные кампании на ТВ и в наружной рекламе, добавляет один из собеседников «Ведомостей». Представитель Ivi объясняет быстрый рост платящей аудитории сервиса его эксклюзивным контентом, маркетинговыми акциями, увеличением числа умных телевизоров, где можно смотреть сериалы и фильмы через интернет, все большим распространением подписки на мобильных устройствах Android. Он не стал комментировать возможный рост расходов сервиса, заверив, что это рентабельный бизнес, но размер прибыли раскрывать не стал.

Инвесторы Ivi – фонды ru-Net, Tiger Global Management, холдинг «Профмедиа» (сейчас миноритарный пакет Ivi принадлежит прежнему владельцу «Профмедиа» – компании «Интеррос») – на старте вложили в этот сервис $30 млн. В 2011 г. они, а также семейство фондов Baring Vostok добавили еще $40 млн инвестиций. В 2015 г. фонд Buran Ventures сообщил, что инвестировал в Ivi $3,5 млн. Сотрудник Ivi и источник, близкий к его акционерам, рассказывали «Ведомостям», что инвесторы дополнительно финансировали сервис в последние годы, но конкретных цифр не раскрыли. Представитель Ivi отказался раскрыть совокупную сумму инвестиций в сервис.