«Тинькофф мобайл» в первый год работы занял около 1% рынка виртуальных операторов

Пока что оператор терпит убытки
Выручка «Тинькофф мобайл» не превышает 1% российского рынка виртуальных операторов/ Максим Стулов / Ведомости

«Тинькофф мобайл» (виртуальный мобильный оператор «Тинькофф банка») в 2018 г. заработал 239 млн руб., следует из отчетности банка. Доход от оказания услуг связи составил 186 млн руб., еще 53 млн руб. оператор получил от банка за привлечение новых клиентов (абоненту заводится счет в банке), пояснил «Ведомостям» представитель «Тинькофф банка».

Однако пока оператор убыточен. Согласно отчетности, его убыток составил 1,1 млрд руб., из которых 254 млн руб. оператор потратил на привлечение клиентов, а еще 814 млн руб. составили административные и операционные расходы. В их число, по словам представителя банка, входят зарплаты сотрудникам оператора, инфраструктура, амортизация софта и оборудования и затраты на региональное развитие (начав год в четырех регионах, оператор заканчивает его в 47). Представитель банка назвал убыток инвестициями в развитие сервиса.

Выход на окупаемость в подобном проекте – процесс многолетний и для этого необходимо, чтобы в сети обслуживалось минимум сотни тысяч активных абонентов, рассуждает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Представитель банка не прокомментировал, когда оператор намерен выйти на окупаемость.

«Тинькофф мобайл» запустился в Москве и Петербурге в конце 2017 г. Он работает на сетях «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2), как и многие другие виртуальные операторы, например «Сбермобайл» от Сбербанка и оператор «Ростелекома».

Число абонентов и показатель ARPU (среднемесячная выручка от одного абонента) «Тинькофф банк» не раскрывает. Но, согласно недавней отчетности Tele2, абонентская база его виртуальных операторов составила 1,75 млн человек. Из них около около 1,2 млн приходилось на абонентов «Ростелекома», оценивает Анкилов. Таким образом, на абонентов остальных операторов, включая проекты Сбербанка и «Тинькофф банка», приходится не больше 550 000 абонентов.

К концу прошлого года общее количество абонентов виртуальных операторов в России достигало 7 млн человек. Львиная доля рынка приходится на Yota (67% абонентов, работает на сетях «Мегафона»).

Выручка «Тинькофф мобайл» не превышает 1% российского рынка виртуальных операторов, который в 2018 г., по предварительным оценкам, достиг 23 млрд руб., подсчитывает Анкилов. Результат он считает ожидаемым, поскольку оператор не смог сделать клиентам уникального предложения.

Своим абонентам «Тинькофф мобайл» предлагает тарифный конструктор. Тариф можно наполнить нужным количеством интернет-трафика и минут разговора, а также подключить безлимитный доступ к соцсетям и мессенджерам. Минимальный набор из 200 минут и 2 Гб трафика стоит около 200 руб.

Одной из основных задач запуска «Тинькофф мобайла» гендиректор оператора Георгий Чесаков называет расширение экосистемы банка и привлечение в нее новых клиентов, а также удержание существующих. По его мнению, выводы об успешности привлечения абонентов делать пока рано, он предлагает взглянуть на результаты через год.

Уточнен убыток «Тинькофф мобайл» по результатам 2018 г. и его структура.