Что общего у WeChat и Aliexpress

Как создатель WeChat Пони Ма вытеснил однофамильца с первого места в китайском списке Forbes
Основатель и председатель совета директоров Tencent Пони Ма /Reuters

В Китае два самых известных Ма. Один – Джек, основатель Alibaba. Пони владеет крупнейшим в мире дистрибутором онлайн-игр Tencent: речь о таких хитах, как League of Legends, Clash of Clans, Fortnite, Call of Duty и многих других. А еще Пони Ма основал суперприложение WeChat, с помощью которого китайцы общаются, оплачивают товары и услуги, играют в видеоигры, заказывают такси и столики в ресторанах.

Пони и Джек Ма все время меняются местами в списке самых богатых китайцев. В марте прошлого года в мировом рейтинге Forbes первым был Пони, Джек занимал следующую строчку. В ноябре Джек лидировал, Пони шел вслед за ним. 14 мая Forbes сообщил, что Ма опять совершили рокировку. И, по оценке на 28 июня, состояние Пони – $54 млрд, Джека – $43,3 млрд.

Их компании волей-неволей сталкиваются то на одном, то на другом рынке. Пока каждая сильна в своей сфере. Пони Ма еще в 2005 г. запустил конкурента Aliexpress – Paipai.com. Но, по данным журнала Fast Company, он никогда не занимал более 10% рынка в Китае. Джек Ма, в свою очередь, не раз пытался выйти на рынок мессенджеров, но его Laiwang и DingTalk были не особо успешными.

Новую штаб-квартиру Tencent в Шэньчжэне проектировала американская фирма NBBJ, среди ее клиентов – Alibaba, Amazon, Google и Samsung  /Tencent

Лошадиная фамилия

Пони Ма никакой не Пони, как и Джек Ма – никакой не Джек. Эти имена они взяли, чтобы легче было общаться с западными инвесторами. Основатель Alibaba известен эксцентричным поведением: поет на сцене, вызывает боксеров на бой, проводит массовые свадьбы. А вот английское имя выбрал непримечательное. Основатель Tencent скрытен, не любит публичности, но второе имя выбрал с юмором. Фамилия Ма на китайском значит «лошадь», вот Ма Хуатэн и решил стать для иностранцев Пони.

Даже в названии компании не обошлось без лошадей. Tencent по-китайски – иероглифы Тэн и Сюнь. Первый иероглиф – мчаться, нестись. Второй иероглиф – сообщение, информация. Однако первый иероглиф, Тэн, может означать и «ехать верхом».

Пони Ма родился в 1971 г. Его детство прошло на острове Хайнань. Его семья одной из первых мигрировала в особую экономическую зону в город Шэньчжэнь, где отец устроился топ-менеджером порта. В детстве Ма был без ума от космоса и даже выпросил у родителей телескоп, обошедшийся им в четыре месячных зарплаты. В 1989 г. решил поступить в Университет Шэньчжэня, но, увы, там не учили астрономии. Так что он выбрал информатику – и не прогадал. В этой сфере начинался бурный рост.

ICQ против клона

В университете Ма заработал репутацию хакера. Его любимой шуткой было заблокировать компьютер так, что даже сисадмин не мог получить к нему доступ. Потом он устроился разрабатывать ПО для пейджеров в одной компании в Шэньчжэне. Однажды Ма увидел презентацию мессенджера ICQ (сейчас принадлежит Mail.ru Group), который работал на компьютере – смартфонов тогда еще не было. В наши дни ICQ не очень популярен, его теснят конкуренты – такие, как Telegram и WhatsApp. Но после выхода в 1996 г. он долгое время был практически монополистом на Западе. А вот версии на китайском языке у мессенджера не было.

26-летний Ма с четырьмя друзьями основал свой стартап Tencent в 1998 г. Как пишет The Economist, первым продуктом стала адаптация ICQ для китайского рынка. В феврале следующего года вышла первая версия мессенджера под названием OICQ (Open ICQ). Ма рассчитывал продать стартап какому-нибудь оператору связи. Никто из них не предложил нормальной цены: кроме OICQ, в Китае к тому времени продавались и другие мессенджеры, и они успели захватить солидную долю рынка. Тогда Ма пошел другим путем. Он разместил OICQ в интернете для бесплатного скачивания. Уже к концу 1999 г. у его мессенджера было более 1 млн пользователей, он стал одной из популярнейших программ по обмену мгновенными сообщениями.

Это привлекло внимание владельцев настоящего ICQ, поглощенного в 1998 г. за $407 млн американской корпорацией AOL. Она обвинила создателей китайского клона в использовании схожего до смешения названия. Суд Ма проиграл, вынужден был закрыть сайты OICQ.com и OICQ.net, а сам мессенджер переименовать в QQ. На всякий случай Ма добровольно удалил множество аватарок в мессенджере, многие из которых были скопированы с известных персонажей Диснея – например, Микки Мауса и Дональда Дака. Мессенджер по-прежнему можно было бесплатно скачать с сайта самого стартапа Tencent.com.

Первые заработки

Поначалу мессенджер нельзя было назвать успешным бизнесом – Ма не придумал, как заработать на огромной пользовательской базе. Показ рекламы, продажа аватарок и виртуальных подарков приносили мало денег, а бурно растущая аудитория требовала вложений в серверы. Tencent писала на заказ ПО для сторонних клиентов, но и этих доходов не хватало на поддержание мессенджера.

У Пони Ма не было денег на дизайнера. Символ OICQ и QQ – пингвина – нарисовал один из программистов. Впоследствии пингвин стал логотипом Tencent /Tencent

«Мы знали, что у нашего продукта есть будущее, но в то время мы просто не могли себе позволить его [поддерживать]», – вспоминал Ма на страницах газеты China Daily. Он снова попытался его продать – и снова не нашел клиентов. Зато обнаружились венчурные капиталисты, готовые рискнуть деньгами в обмен на долю в стартапе. В 2000 г. американская инвестфирма IDC и оператор связи в Гонконге Pacific Century CyberWorks согласились купить за $2,2 млн 40% акций. Это дало Ма необходимое время.

Предприниматель сделал ставку на растущую популярность сотовых телефонов. Tencent разработала сервис, позволяющий QQ работать на мобильных телефонах. Затем Ма убедил операторов связи поделиться доходами от оплаты трафика. Поначалу эта статья доходов приносила стартапу более 80% выручки, пишет China Daily. В 2001 г. Tencent стала прибыльной.

Как Ма стал мультимиллионером

QQ стал лидером на рынке мессенджеров в Китае. Ма рассказывал, что познакомился с женой через QQ. Но популярность обернулась проблемой. Красивые номера аккаунтов вроде 66666 или 88888 (6 и 8 считаются счастливыми цифрами в Китае) стали продавать за неплохие деньги. Их стали получать методом перебора: регистрировать одну учетную запись за другой, пока не удавалось получить необычный номер. Tencent приходилось под каждую запись резервировать мощность серверов. Ма решил убить двух зайцев: и ограничить размножение спящих аккаунтов, и заработать. В 2002 г. QQ ввел платную регистрацию аккаунта. Это разозлило многих пользователей. Посыпались упреки, что Tencent и так зарабатывает на рекламе, а еще и требует заплатить за право ее смотреть. Аудитория стала сокращаться, благо конкурентов к тому времени было полно, от западных, как MSN messenger, до местных – как Langma UC.

Платную регистрацию пришлось отменить. Вместо нее Ма нашел другие источники прибыли. В 2003 г. Tencent основала подразделение онлайн-игр и стала продавать виртуальные товары – оружие, усилители брони и т. п. Одновременно развивался бизнес по торговле специальными смайликами, дополнительным местом для хранения файлов, рингтонами. «Tencent зарабатывает кучу денег, собирая крохи от малюсеньких транзакций», – писал журнал Fast Company со ссылкой на оценки экспертов.

В 2004 г. QQ стал крупнейшим мессенджером в Китае с 335 млн пользователей – примерно столько же составляло население США. Tencent провела успешное IPO на Гонконгской фондовой бирже, а Ма стал стоить $190 млн.

Tencent Holdings Limited

Интернет-холдинг
Основные акционеры (на 31 декабря 2019 г.): Naspers (31%), Пони Ма (8,58%), около 60% – в свободном обращении.
Капитализация – $597,8 млрд.
Финансовые показатели (2019 г.): выручка – 377,3 млрд юаней ($54,6 млрд), чистая прибыль – 93,3 млрд юаней ($13,5 млрд).
Основана в 1998 г. Пони Ма. Владеет сервисом обмена сообщениями QQ (месячная активная аудитория на 31 марта 2020 г. – 768 млн пользователей), мессенджером WeChat (1,2 млрд пользователей), социальной сетью Qzone (542,8 млн пользователей), платежными, видео- и другими онлайн-сервисами.

Рождение WeChat

Ма признавал, что первый его успех был основан на подражании. «Когда мы были маленькой компанией, нам нужно было стоять на плечах гигантов, чтобы расти», – сказал он, не скрывая, что и эта мысль позаимствована у Исаака Ньютона («Я видел дальше других лишь потому, что стоял на плечах гигантов»). Но он знал: «Копируя других, ты никогда не станешь великим. Секрет в том, чтобы локализовать отличную идею и создать отечественные инновации» (цитата по China Daily).

Для разработки новых продуктов Ма собрал две бригады инженеров: одну в Шэньчжэне (на основе команды создателей QQ), а другую в Гуанчжоу. Им давали одинаковые задания, стимулируя внутреннюю конкуренцию. Ход не новый – им пользовался тот же Билл Гейтс. Команда из Гуанчжоу в 2011 г. первой разработала новый мессенджер. В Китае он называется Weixin, а всему миру известен как WeChat. С тех пор компания добавляет функции в приложение практически ежемесячно. Разработчики читают комментарии пользователей, отбирая лучшие предложения. Сам Ма каждый день подкидывает идеи на обсуждение рабочей группе, пишет Fast Company. Они могут быть самыми удивительными. Водитель такси рассказывал журналисту издания об одной из новых функций: «Я приду домой, потрясу свой телефон (в данном случае это активирует поиск находящихся неподалеку пользователей WeChat. – «Ведомости»), обнаружу в сети соседа и скажу: «Эй, что поделываешь? Я вот ужин готовлю...» Обычно дверь соседней квартиры закрыта, и я понятия бы не имел, кто он и чем занимается». Можно настроить манипуляции с аппаратом на другую фишку: мессенджер свяжет вас с пользователем WeChat в любом уголке мира, который встряхнет телефон одновременно с вами.

Почему Apple опасается WeChat

Сейчас WeChat превратился в Китае в суперприложение, сделавшее ненужными остальные программы. Business Insider в январе писал, что из-за детища Ма в Китае теряет популярность Apple – ее экосистема прекрасно заменяется местным мессенджером. В последние 90 дней прошлого года пользователь WeChat провел в приложении в среднем 432,6 часа. Один западный корреспондент в Китае признавался, что он с самого утра заходил в WeChat отправить сообщение друзьям, посмотреть новости, почитать френд-ленту и заказать кофе в гостиничный номер.

WeChat не просто мессенджер, а мультитул. Например, с его помощью можно расплачиваться в магазинах и даже с уличными продавцами. /Reuters

South China Morning Post пишет, что социальные службы используют аккаунт в WeChat как удостоверение личности. Уличным музыкантам кидают чаевые по QR-коду через WeChat. Вместо обмена визитками китайцы сканируют QR-коды друг друга в мессенджере. А в некоторых общественных туалетах смарт-автоматы выдают бумагу по QR-коду мессенджера, чтобы ее не воровали.

Аккаунт WeChat можно использовать даже вместо паспорта в городе Гуанчжоу или при поездке из материкового Китая в Макао и Гонконг. А во время эпидемии коронавируса в WeChat появился цифровой пропуск. Алгоритм анализирует информацию о владельце и его передвижениях и присваивает цветовой «код здоровья» – от свободы передвижения до обязательного карантина. Его могут проверить в транспорте, на работе и даже в домоуправлении. Другим приложением, в котором можно сгенерировать код здоровья, стал Alipay Джека Ма.

В WeChat есть раздел «Мини-программы» – в нем приложения для заказа такси, записи к врачу, поиска дешевых товаров. По существу, это заменители Uber, GrubHub, Craigslist и многих других программ. За такую универсальность The New York Times сравнила WeChat со швейцарским ножом. А когда Марк Цукерберг в прошлом году представил новую программу развития Facebook, его немедленно обвинили, что он списывает у WeChat. При этом китайский мессенджер выгодно отличается малым количеством рекламы – ее показывают раза два в день.

За пределами Китая функционал WeChat пока что сильно урезан – там нет многих функций, в том числе возможности оплаты. Это дает западным конкурентам фору, равно как и проблемы китайской программы с цензурой.

Цензура в WeChat

В конце 2011 г. правительство созвало руководителей 39 технологических компаний страны и поговорило с ними о строгой самодисциплине. Бизнес прислушался. «Многие думают, что могут высказываться [в интернете] и избегать за это ответственности. Я считаю, что это неправильно», – приводит Fast Company слова Ма. Сотни, если не тысячи его штатных сотрудников занимаются тем, что блокируют антиправительственные посты, уверяет журнал.

В январе 2013 г. китайская газета Southern Weekend публично объявила, что цензоры заставляют ее переписать редакционную статью о правах человека в стране. Чиновники настаивали, что вместо нее должен выйти панегирик неустанной заботе компартии о народе. В том же месяце журналисты Fast Company обнаружили, что, если ввести в WeChat название газеты Southern Weekend, выскакивает сообщение об ошибке – объясняется, что это запрещенное словосочетание. В марте этого года исследовательская группа Citizen Lab провела эксперимент и выяснила, что в WeChat есть около 500 «запрещенных» слов, сообщения с которыми не доходят получателям. Например, упоминания о враче Ли Вэньляне, который одним из первых поднял тревогу из-за нового коронавируса и был за это арестован. В январе, до начала эпидемии в Ухане, таких ключевых слов Citizen Lab обнаружила гораздо меньше – около 150.

В 2013 г. Ма стал депутатом парламента – Всекитайского собрания народных представителей. В том же году пришедший к власти Си Цзиньпин пригласил к себе блогеров популярной соцсети Weibo. После того разговора вышло постановление: за клевету на странице, которую просмотрели более 5000 пользователей или перепостили более 500 раз, последует наказание вплоть до трех лет тюрьмы. Вскоре были задержаны несколько блогеров – за подстрекательство против властей, первый из них получил срок в 2014 г.

Неожиданно это сыграло на руку WeChat. Там нельзя было посмотреть количество лайков и создать группу более чем на 500 человек. Мессенджер считался более безопасным, предназначенным для личных бесед в закрытом кругу друзей. Так ли это – спорный вопрос. В 2018 г. полиции г. Чаоху удалось получить доступ к личной переписке пользователя, которую тот уже удалил, писал Business Insider. Компания категорически отрицала, что дает властям доступ к переписке, а одно из приведенных объяснений – полиция использовала копию данных на сервере. Незадолго до того вступил в силу закон, обязывающий китайские компании полгода хранить копии данных на серверах внутри страны.

Как Ма стал игровым магнатом

Первую игру Tencent выпустила в 2004 г., встроив в свой мессенджер. Называлась она QQ Tang и была аналогом Bomberman. Со временем компания стала издавать зарубежные хиты на китайском рынке, а затем принялась скупать доли в именитых разработчиках игр. В 2011 г. Ма поглотил одного из партнеров, американскую Riot Games, создавшую хит League of Legends. Американцы долго не брались за разработку мобильной версии своей игры, так что Tencent сама выпустила клон League of Legends для смартфонов под названием Arena of Valor. Клон немедленно стал хитом в Азии и популярен на Западе. Сейчас все встает на свои места: Riot Games пишет версию своей игры для смартфонов (должна выйти в этом году), а Tencent выводит Arena of Valor с западного рынка, расчищая ей место.

В 2016 г. Ма организовал тимбилдинг для топ-менеджеров: двухдневный поход по пустыне Гоби, по 26 км в день. Избежать его не удалось никому, хотя попытки были. /Reuters

В Китае в Arena of Valor добавлены элементы истории и мифологии страны. Эта версия игры называется Honour of Kings. В мае 2017 г. она стала первой китайской игрой, занявшей первое место среди самых кассовых продуктов на AppStore.

Успех привлек внимание китайской прессы, но не в том ключе, как хотелось бы Ма. Китайская государственная газета People’s Daily назвала игру «ядом» и обвинила в распространении «негативной энергии». Это были отнюдь не первые упреки от чиновников и СМИ, так что Ма ввел принудительные ограничения для игроков: аккаунтам владельцев младше 12 лет игровое время было ограничено до часа в день, а для 12–18-летних – до двух часов.

В прошлом году одна только League of Legends получила выручку в $1,5 млрд. Это второе место по доходности. На $300 млн ее обогнала игра Fortnite студии Epic Games. Но и в эту студию Tencent инвестирует еще с 2012 г., сейчас ей принадлежит 40%.

Не все довольны Tencent

Многим компаниям деньги Ма помогли разработать новые хиты, а порой и удержаться на плаву. Но не все довольны Tencent. Китайцы затягивают переговоры на бесконечные месяцы, а когда вы уже вроде бы готовы подписать контракт, меняют все условия, жаловался Fast Company сотрудник Zynga. Эта компания в 2011 г. пробовала договориться с Tencent о выпуске своей игры CityVille в Китае, но сделка не состоялась: «Это их тактика, чтобы измотать партнера <...> У Tencent сложилась репутация ребят, которые предлагают ужасные условия, а потом еще и облапошат тебя». На рынке ходит шутка, что на самом деле Ма назвал свою компанию именно так, потому что его партнеры получат в лучшем случае 10 центов вместо доллара (название можно перевести как «10 цент»). Журнал рассказывает еще одну историю. В 2011 г. гонконгская TalkBox разработала популярное приложение, пересылающее голосовые сообщения. Ма инициировал переговоры о поглощении. Но пока они шли, Tencent добавила аналогичную функцию в свои мессенджеры, после чего переговоры прекратились.

Самой кассовой мобильной игрой 2015 г. стала финская Clash of Clans. В следующем году Ма приобрел ее разработчика, отдав за 84,3% Supercell $8,6 млрд. Покупка стала крупнейшей в истории отрасли видеоигр.

У Tencent есть доли в разработчиках многих культовых игр. World of Warcraft и Diablo? У компании Ма в Blizzard Entertainment 5%. Столько же в студии Ubisoft, создавшей Assassin’s Creed и Far Cry. Столько же в Paradox Interactive – писали, что глава издательства Tencent Games Стивен Ма (еще один однофамилец) – фанат ее Hearts of Iron 2. Два года назад китайцы получили 80% новозеландской Grinding Gear Games, известной игрой Path of Exile. Все игровые инвестиции Tencent перечислить в статье невозможно – их более 300, подсчитал интернет-портал PC Gamer.-