МТС оспаривает в Верховном суде решение ФАС о тарифах на sms для банков

Сотовые компании доказывают, что sms не должны быть предметом антимонопольного регулирования
В МТС убеждены, что операторы сотовой связи больше не занимают доминирующего положения на рынке рассылок информационных сообщений в России /Андрей Гордеев / Ведомости

Дело против МТС, «Мегафона», «Вымпелкома» и Tele2 было возбуждено Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в августе 2018 г. Оно касалось неравных тарифов sms-рассылок для частных банков и банков с госучастием. Как отмечалось в сообщении ФАС, по результатам расследования служба установила, что условия договоров с банками без участия государства в капитале существенно отличаются от условий для организаций с госучастием. ФАС приняла сторону частных банков и предписала операторам выравнять тарифы.

В МТС убеждены, что операторы сотовой связи больше не занимают доминирующего положения на рынке рассылок информационных сообщений в России. Представитель оператора Алексей Меркутов заявил, что сейчас sms не является единственным каналом информирования абонентов: «У заказчиков рассылок есть несколько способов информирования клиентов, например через push-уведомления, приложения, электронную почту». Обращаясь в Верховный суд, оператор хочет узнать его позицию по данному вопросу, говорит Меркутов.

Схожую позицию занимают в Tele2 – юристы компании при подаче кассационной жалобы исходят из того, что услуги sms-рассылки, push-уведомления и информирование через банковские онлайн-приложения – это взаимозаменяемые каналы коммуникации с клиентом. С учетом активного проникновения цифровых услуг и смартфонов среди населения архаичное sms-уведомление давно перестало быть основным способом информирования пользователей, утверждает представитель оператора Дарья Колесникова: «Мы также считаем недоказанным утверждение о доминирующем положении Tele2 на рынке в оказании услуг по sms-рассылке, а направленность этого утверждения в адрес всех операторов делает тезис еще более противоречивым».

На дискриминационные условия сотовых компаний изначально пожаловалась Ассоциация банков «Россия», а также банк «Русский стандарт», уточнял представитель ФАС. Поднимать тарифы на sms-рассылки операторы стали в конце 2017 г. (на 120–200%), но для госбанков они остались неизменными, делился собеседник в одном из частных банков. Все четыре оператора оспорили решение ФАС в судах. Только «Мегафону» удалось выиграть дело в первой инстанции, а затем отстоять свою позицию в ходе апелляции. Но кассационная инстанция решение суда отменила.

Третьим лицом во всех исках указана компания «Национальный совет финансового рынка» (НСФР). По словам председателя НСФР Андрея Емелина, именно совет был инициатором рассмотрения дела в ФАС. «Служба долго собирала материалы и доказательства и вынесла соответствующее решение. После этого операторы решили предписание ФАС не исполнять, а обратиться в суд. Совсем недавно закончились рассмотрения, все – в пользу ФАС. Насколько я знаю, операторы связи подали информацию об исполнении предписания ФАС по корректировке цен. Сейчас мы проверяем, насколько это соответствует действительности», – подчеркивает Емелин.

В пресс-службе ФАС подтвердили «Ведомостям», что выданные предписания по корректировке цен на рассылки выполнили три из четырех операторов – МТС, «Вымпелком» и «Т2 мобайл».

В «Мегафоне» и «Вымпелкоме» от комментариев воздержались.

Мнения опрошенных «Ведомостями» юристов разделились. Одни считают, что у сотовых компаний есть шанс на успешный исход процесса, другие напоминают, что Верховный суд может отменить решение, только обнаружив существенные процессуальные нарушения предыдущих инстанций. Если одна компания обратилась в кассационную инстанцию, а другая дошла до Верховного суда, значит, у них есть достаточные основания для диалога по отстаиванию своих позиций, поэтому исключать вероятность положительного исхода дел не стоит, говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Бишенов и партнеры» Алим Бишенов. По его словам, победа операторов в данных процессах была бы позитивным примером, так как суды по делам против ФАС редко выдают положительные решения.

Для победы операторам придется убедить суды применить очень широкий подход к определению услуги информирования абонентов и отойти от своего обычного подхода к определению злоупотребления доминирующим положением на рынке, считает адвокат Forward Legal Людмила Лукьянова: «Суду необходимо удостовериться, что, предлагая услуги информирования, операторы предоставляли абонентам всю необходимую информацию об альтернативных способах получения информации от оператора». Это неизбежно приведет к оценке доказательств, а суды кассационной инстанции доказательства заново не оценивают, напоминает юрист.