Как японский фильм «Королевская битва» превратилась в корейский шутер
И что дальше сделает с игрой PlayerUnknown’s Battlegrounds владелец франшизы KraftonВ прошлом году южнокорейские IPO прогремели на весь мир, но слава порой сменялась разочарованием. Например, триумфальное IPO провел звукозаписывающий лейбл Big Hit Entertainment, главный актив которого – популярная в стране и за рубежом K-pop группа BTS, но после этого акции подешевели в несколько раз. Расстроенные фанаты группы, новички в биржевой торговле, требовали принять акции обратно по цене первичного размещения.
В этом году может состояться одно из крупнейших IPO в истории Южной Кореи. Компания, собравшаяся на биржу, отчасти похожа на BTS. Бизнес Krafton так же из сферы развлечений, он опирается на миллионы поклонников по всему миру, и у компании тоже только одна дойная корова, приносящая преобладающую долю выручки. Разница в том, что Krafton работает в сфере, которая в отличие от эстрады выигрывает от пандемии: она разработала многопользовательскую онлайн-игру PlayerUnknown’s Battlegrounds. О планах провести IPO гендиректор Krafton Ким Чан Хан сообщил в этом году в интервью Bloomberg.
Продано более 70 млн ее версий для ПК и консолей, а мобильную версию скачали около 600 млн раз. Во время IPO компания может привлечь несколько миллиардов долларов, исходя из оценки бизнеса более $27 млрд, согласно отчету Eugene Investment & Securities от 5 января.
Игра PlayerUnknown’s Battlegrounds относится к жанру «Королевской битвы». Так назывался фильм японца Киндзи Фукасаку 2000 г. по одноименному роману Косюна Таками о группе школьников, заброшенных на необитаемый остров. Они должны убивать друг друга, пока не останется только один, который получит свободу. На каждого одет ошейник – если через три дня останется в живых несколько участников битвы, заряды в ошейниках взрываются. Детонируют они также, если школьник оказывается в запретных зонах, расположение которых постоянно меняется. В США эта идея легла в основу фильма «Голодные игры» (The Hunger Games, 2012).
Конечно, на рынке были компьютерные игры, построенные по схожему принципу. Но этот жанр стал культурным феноменом только после выхода в 2017 г. PlayerUnknown’s Battlegrounds и конкурирующей с ней Fortnite: Battle Royale (создатели первой уверяли, что идея Fortnite позаимствована у них).
Сюжет PlayerUnknown’s Battlegrounds прост. 100 игроков десантируются на парашютах на заброшенный остров, сами выбирая место высадки. Их задача – собрать оружие и припасы, разбросанные в пустых зданиях, городах-призраках, сараях и т. д. на огромной карте. Можно найти автомобиль или лодку в рабочем состоянии и передвигаться на них. Чтобы подстегнуть процесс, игровая зона постоянно сжимается. Игрок, оказавшийся за пределами безопасной зоны, будет терпеть урон, пока не выберется или не умрет. Побеждает – в зависимости от установленного режима – либо последний выживший, либо оставшаяся в живых команда.
«Каждый раз все по-другому, – рассказывал Bloomberg один из игроков. – Вы можете убивать гранатами, холодным оружием, разным другим оружием. Игроки расставляют ловушки друг для друга. Они будут оставлять вещи в зданиях, чтобы казалось, что они еще не разграблены [и там безопасно]. Оставляйте двери нараспашку. Используйте убитых товарищей по команде как приманку. Там множество возможностей для всяких уловок».
Два создателя
PlayerUnknown’s Battlegrounds родилась благодаря двум людям – корейцу Ким Чан Хану, который сейчас трудится гендиректором компании Krafton, владеющей франшизой PlayerUnknown’s Battlegrounds, и ирландцу Брендану Грину (два года назад он покинул компанию и основал собственную студию игр в Амстердаме).
Ким – компьютерный гений. В 1985 г. в возрасте 10 лет он выиграл конкурс по программированию, организованный министерством науки Южной Кореи. На его счету и ряд других национальных призов в области программирования. Неудивительно, что карьеру он тоже решил связать с IT. С 2000 г. он был среди основателей трех стартапов по созданию многопользовательских онлайн-игр. И все потерпели неудачу. Последний, зарегистрированный в 2009 г. Ginno Games, в 2014 г. оказался на грани краха, треть сотрудников пришлось уволить.
Корейские IPO
Самое крупное IPO в истории Южной Кореи – на счету Samsung Life Insurance в 2010 г., во время которого компания привлекла $4,3 млрд. В 2017 г. 2-е место заняла игровая компания Netmarble – $2,4 млрд. Krafton вполне может обойти ее, если проведет IPO в этом году. По оценке брокерской компании Eugene Investment & Securities, этот год вообще будет богат на IPO – южнокорейские компании могут провести 120 первичных размещений и привлечь рекордные $10,9 млрд. Ожидается выход на биржу крупнейшего онлайн-кредитора KakaoBank и аккумуляторного подразделения LG Chem. Корейский фондовый индекс KOSPI в начале прошлого года был на отметке около 2250 пунктов, а в начале этого года поднялся выше 3100.
Но его поглотил и тем самым спас более успешный южнокорейский производитель игр – Bluehole (позже переименован в Krafton). Bluehole предложила команде разработчиков сделать еще одну попытку и создать игру в жанре «Королевской битвы», а Кима назначили техническим директором свежеобретенной «дочки».
История Грина больше напоминает приключенческий роман. По образованию он фотограф и дизайнер. В возрасте чуть за 30 он женился на бразильянке и переехал в Южную Америку. Отношения закончились разводом. Грина выставили без гроша, только с компьютером и фотоаппаратом. Он не смог сразу купить билет на родину и долго жил на окраине Сан-Паулу. Зарабатывал чуть больше 1000 реалов (около $316) в месяц, делая свадебные фотосессии и создавая сайты под заказ.
Чтобы скоротать время, он играл за компьютером. Когда наскучила имевшаяся подборка игр, Грин занялся моддингом, т. е. изменением и дополнением кода игры, чтобы создать на ее базе собственную версию. В 2009 г. шутер (симулятор боевых действий) от первого лица Arma 2 он превратил в игру на выживание по принципу «Королевской битвы». Его версия игры стала популярной, счет игроков быстро пошел на тысячи. Денег с них Грин не брал, справедливо опасаясь исков со стороны создателей Arma 2.
Вернувшись в родную Ирландию, Грин продолжил развивать свою версию игры. За аренду мощности серверов (а на пике популярности у его детища было 70 000 активных игроков) он платил из собственного кармана – точнее, из социального пособия. Чиновники угрожали, что, если он не найдет работу, лишат его выплат. К счастью, его энтузиазм привлек внимание Sony Online Entertainment, и с 2013 по 2015 г. они платили ему как консультанту для создания их собственной игры в жанре «Королевской битвы» – H1Z1: King of the Kill. «Я был так счастлив, потому что смог пойти в офис социального обеспечения и сказать: «Послушайте, мне больше не нужно брать у вас деньги!» – делился Грин с Bloomberg.
Когда H1Z1 вышла и контракт с Sony Online Entertainment закончился, с Грином связался Ким. Так накануне 40-летия Грин получил приглашение посетить Южную Корею и дать советы для еще одной «Королевской битвы» – у Кима уже был работающий прототип. Так что день рождения Грин отпраздновал далеко от дома, в окружении незнакомых людей.
С первого раза будущим партнерам наладить контакт не получилось. Но, потратив месяц, Ким уговорил-таки Грина перейти к нему креативным директором. Грин переехал в Корею и вошел в команду из трех десятков человек, доводящих до ума игру. Видимо, условия оказались весьма привлекательными – Грин рассказывал в интервью телеканалу ESPN, что при любых разногласиях с другими разработчиками Ким вставал на его сторону: «Верьте ему. То, что он предлагает, сработает». Сама игра PlayerUnknown’s Battlegrounds названа в честь Грина: PlayerUnknown – это его игровой никнейм.
Фантастический взлет
В марте 2017 г. игра поступила в ранний доступ по $30. То есть в продажу поступила еще сырая версия игры, которую купившие ее геймеры помогали отлаживать. Ошибок и проблем со стабильностью у нее было немало, но, несмотря на это, PlayerUnknown’s Battlegrounds быстро стала бестселлером на игровой платформе для ПК Steam. Проблемы возникали в том числе из-за неожиданной популярности: изначально серверные мощности выделили из расчета, что игру купит не более 1 млн геймеров. А на деле рассчитывали на несколько тысяч или в лучшем случае десятки тысяч игроков. Но планку в миллион игра взяла за месяц, а через полгода количество геймеров перевалило за 3,2 млн.
Огромный интерес объяснялся, с одной стороны, увлекательной концепцией, реалистичным дизайном и гибкостью сценариев, а с другой – грамотным маркетингом. PlayerUnknown’s Battlegrounds продвигали с помощью стримеров, играющих в нее и транслирующих этот процесс в прямом эфире на своих каналах.
В конце года Ginno Games в честь созданного ею хита была переименована в PUBG (сокращение от PlayerUnknown’s Battlegrounds), а Ким стал ее гендиректором. Американский сайт про игры Polygon присвоил игре рейтинг 10 из 10. Это необычно, потому как сайт славится своей суровостью, да и качество прототипа еще хромало. В конце обзора Polygon это признавал с помощью оксюморона: «Игра несовершенная, но идеальная». PlayerUnknown’s Battlegrounds получила награду как лучшая многопользовательская игра года на церемонии The Game Awards – 2017, хотя обычно игры в раннем доступе не номинируются на призы.
К декабрю 2017 г., когда вышел официальный релиз игры на Steam, количество проданных копий достигло 26 млн, одновременно в нее играло более 3 млн человек. В том же месяце была выпущена тестовая версия для приставки Xbox, за два дня был продан 1 млн копий. В первые 13 недель после запуска игра принесла выручку в $100 млн, писал Business Insider. Студия PUBG переехала из штаб-квартиры Krafton в отдельный офис, потому что количество разработчиков перевалило за сотню и продолжало стремительно расти.
Мечта о собственной вселенной
В июне прошлого года в знак того, как важна игра для компании, Ким был назначен гендиректором всей Krafton, сохранив при этом пост гендиректора PUBG. Хотя в Krafton входят еще игровые студии кроме PUBG и у них есть собственные игры (от многопользовательской TERA до симулятора гольфа), львиную долю из $1,1 млрд выручки за первые три квартала прошлого года принесла PlayerUnknown’s Battlegrounds.
Это занимает аналитиков: не складывает ли компания все яйца в одну корзину? Еще в декабре 2017 г. Ким говорил в интервью для сайта киберспортивной компании Inven Global: «Я бы хотел, чтобы PlayerUnknown’s Battlegrounds стала универсальной медиафраншизой, основанной на игре. Мы хотим участвовать в различных отраслях, включая киберспорт, кино, мультфильмы и многое другое. Мы получили пару звонков от разработчиков из Голливуда и Netflix. Наша мечта – построить новую игровую культуру <...> и возглавить эту культуру».
Полгода назад он говорил: «Моя цель – помочь Krafton стать всемирно признанной игровой компанией, способной создавать такие же успешные шедевры, как PUBG» (цитата по The Korea Herald).
В январском интервью Bloomberg Ким уточнил планы по расширению репертуара компании. В этом году планируется выпустить новую игру в жанре «Королевской битвы» для мобильных устройств. Еще одна игра для ПК и консолей появится ближе к концу 2022 г. Примерно в то же время выйдет третий проект, Callisto Protocol – игра на выживание, действие которой происходит в мире PlayerUnknown’s Battlegrounds, каким он станет через 300 лет. Ким также упомянул о шоу для стриминговых сервисов, мультфильме и фильме по мотивам игры.
Но еще до того, как эти планы воплотятся в жизнь, IPO может сделать Кима богачом. 17% Krafton принадлежат ее основателю Чанг Бён Гю, 16% – одной из «дочек» Tencent Holdings, а 1,5% – самому Киму.