Как японский фильм «Королевская битва» превратилась в корейский шутер

И что дальше сделает с игрой PlayerUnknown’s Battlegrounds владелец франшизы Krafton
​Гендиректор Krafton Ким Чан Хан
​Гендиректор Krafton Ким Чан Хан / Jean Chung / Bloomberg via Getty Images

В прошлом году южнокорейские IPO прогремели на весь мир, но слава порой сменялась разочарованием. Например, триумфальное IPO провел звукозаписывающий лейбл Big Hit Entertainment, главный актив которого – популярная в стране и за рубежом K-pop группа BTS, но после этого акции подешевели в несколько раз. Расстроенные фанаты группы, новички в биржевой торговле, требовали принять акции обратно по цене первичного размещения.

В этом году может состояться одно из крупнейших IPO в истории Южной Кореи. Компания, собравшаяся на биржу, отчасти похожа на BTS. Бизнес Krafton так же из сферы развлечений, он опирается на миллионы поклонников по всему миру, и у компании тоже только одна дойная корова, приносящая преобладающую долю выручки. Разница в том, что Krafton работает в сфере, которая в отличие от эстрады выигрывает от пандемии: она разработала многопользовательскую онлайн-игру PlayerUnknown’s Battlegrounds. О планах провести IPO гендиректор Krafton Ким Чан Хан сообщил в этом году в интервью Bloomberg.

Продано более 70 млн ее версий для ПК и консолей, а мобильную версию скачали около 600 млн раз. Во время IPO компания может привлечь несколько миллиардов долларов, исходя из оценки бизнеса более $27 млрд, согласно отчету Eugene Investment & Securities от 5 января.

Игра PlayerUnknown’s Battlegrounds относится к жанру «Королевской битвы». Так назывался фильм японца Киндзи Фукасаку 2000 г. по одноименному роману Косюна Таками о группе школьников, заброшенных на необитаемый остров. Они должны убивать друг друга, пока не останется только один, который получит свободу. На каждого одет ошейник – если через три дня останется в живых несколько участников битвы, заряды в ошейниках взрываются. Детонируют они также, если школьник оказывается в запретных зонах, расположение которых постоянно меняется. В США эта идея легла в основу фильма «Голодные игры» (The Hunger Games, 2012).

Конечно, на рынке были компьютерные игры, построенные по схожему принципу. Но этот жанр стал культурным феноменом только после выхода в 2017 г. PlayerUnknown’s Battlegrounds и конкурирующей с ней Fortnite: Battle Royale (создатели первой уверяли, что идея Fortnite позаимствована у них).

Сюжет PlayerUnknown’s Battlegrounds прост. 100 игроков десантируются на парашютах на заброшенный остров, сами выбирая место высадки. Их задача – собрать оружие и припасы, разбросанные в пустых зданиях, городах-призраках, сараях и т. д. на огромной карте. Можно найти автомобиль или лодку в рабочем состоянии и передвигаться на них. Чтобы подстегнуть процесс, игровая зона постоянно сжимается. Игрок, оказавшийся за пределами безопасной зоны, будет терпеть урон, пока не выберется или не умрет. Побеждает – в зависимости от установленного режима – либо последний выживший, либо оставшаяся в живых команда.

«Каждый раз все по-другому, – рассказывал Bloomberg один из игроков. – Вы можете убивать гранатами, холодным оружием, разным другим оружием. Игроки расставляют ловушки друг для друга. Они будут оставлять вещи в зданиях, чтобы казалось, что они еще не разграблены [и там безопасно]. Оставляйте двери нараспашку. Используйте убитых товарищей по команде как приманку. Там множество возможностей для всяких уловок».

Два создателя

PlayerUnknown’s Battlegrounds родилась благодаря двум людям – корейцу Ким Чан Хану, который сейчас трудится гендиректором компании Krafton, владеющей франшизой PlayerUnknown’s Battlegrounds, и ирландцу Брендану Грину (два года назад он покинул компанию и основал собственную студию игр в Амстердаме).

Ким – компьютерный гений. В 1985 г. в возрасте 10 лет он выиграл конкурс по программированию, организованный министерством науки Южной Кореи. На его счету и ряд других национальных призов в области программирования. Неудивительно, что карьеру он тоже решил связать с IT. С 2000 г. он был среди основателей трех стартапов по созданию многопользовательских онлайн-игр. И все потерпели неудачу. Последний, зарегистрированный в 2009 г. Ginno Games, в 2014 г. оказался на грани краха, треть сотрудников пришлось уволить.

Корейские IPO

Самое крупное IPO в истории Южной Кореи – на счету Samsung Life Insurance в 2010 г., во время которого компания привлекла $4,3 млрд. В 2017 г. 2-е место заняла игровая компания Netmarble – $2,4 млрд. Krafton вполне может обойти ее, если проведет IPO в этом году. По оценке брокерской компании Eugene Investment & Securities, этот год вообще будет богат на IPO – южнокорейские компании могут провести 120 первичных размещений и привлечь рекордные $10,9 млрд. Ожидается выход на биржу крупнейшего онлайн-кредитора KakaoBank и аккумуляторного подразделения LG Chem. Корейский фондовый индекс KOSPI в начале прошлого года был на отметке около 2250 пунктов, а в начале этого года поднялся выше 3100.

Но его поглотил и тем самым спас более успешный южнокорейский производитель игр – Bluehole (позже переименован в Krafton). Bluehole предложила команде разработчиков сделать еще одну попытку и создать игру в жанре «Королевской битвы», а Кима назначили техническим директором свежеобретенной «дочки».

История Грина больше напоминает приключенческий роман. По образованию он фотограф и дизайнер. В возрасте чуть за 30 он женился на бразильянке и переехал в Южную Америку. Отношения закончились разводом. Грина выставили без гроша, только с компьютером и фотоаппаратом. Он не смог сразу купить билет на родину и долго жил на окраине Сан-Паулу. Зарабатывал чуть больше 1000 реалов (около $316) в месяц, делая свадебные фотосессии и создавая сайты под заказ.

Чтобы скоротать время, он играл за компьютером. Когда наскучила имевшаяся подборка игр, Грин занялся моддингом, т. е. изменением и дополнением кода игры, чтобы создать на ее базе собственную версию. В 2009 г. шутер (симулятор боевых действий) от первого лица Arma 2 он превратил в игру на выживание по принципу «Королевской битвы». Его версия игры стала популярной, счет игроков быстро пошел на тысячи. Денег с них Грин не брал, справедливо опасаясь исков со стороны создателей Arma 2.

Вернувшись в родную Ирландию, Грин продолжил развивать свою версию игры. За аренду мощности серверов (а на пике популярности у его детища было 70 000 активных игроков) он платил из собственного кармана – точнее, из социального пособия. Чиновники угрожали, что, если он не найдет работу, лишат его выплат. К счастью, его энтузиазм привлек внимание Sony Online Entertainment, и с 2013 по 2015 г. они платили ему как консультанту для создания их собственной игры в жанре «Королевской битвы» – H1Z1: King of the Kill. «Я был так счастлив, потому что смог пойти в офис социального обеспечения и сказать: «Послушайте, мне больше не нужно брать у вас деньги!» – делился Грин с Bloomberg.

Когда H1Z1 вышла и контракт с Sony Online Entertainment закончился, с Грином связался Ким. Так накануне 40-летия Грин получил приглашение посетить Южную Корею и дать советы для еще одной «Королевской битвы» – у Кима уже был работающий прототип. Так что день рождения Грин отпраздновал далеко от дома, в окружении незнакомых людей.

С первого раза будущим партнерам наладить контакт не получилось. Но, потратив месяц, Ким уговорил-таки Грина перейти к нему креативным директором. Грин переехал в Корею и вошел в команду из трех десятков человек, доводящих до ума игру. Видимо, условия оказались весьма привлекательными – Грин рассказывал в интервью телеканалу ESPN, что при любых разногласиях с другими разработчиками Ким вставал на его сторону: «Верьте ему. То, что он предлагает, сработает». Сама игра PlayerUnknown’s Battlegrounds названа в честь Грина: PlayerUnknown – это его игровой никнейм.

Фантастический взлет

В марте 2017 г. игра поступила в ранний доступ по $30. То есть в продажу поступила еще сырая версия игры, которую купившие ее геймеры помогали отлаживать. Ошибок и проблем со стабильностью у нее было немало, но, несмотря на это, PlayerUnknown’s Battlegrounds быстро стала бестселлером на игровой платформе для ПК Steam. Проблемы возникали в том числе из-за неожиданной популярности: изначально серверные мощности выделили из расчета, что игру купит не более 1 млн геймеров. А на деле рассчитывали на несколько тысяч или в лучшем случае десятки тысяч игроков. Но планку в миллион игра взяла за месяц, а через полгода количество геймеров перевалило за 3,2 млн.

Огромный интерес объяснялся, с одной стороны, увлекательной концепцией, реалистичным дизайном и гибкостью сценариев, а с другой – грамотным маркетингом. PlayerUnknown’s Battlegrounds продвигали с помощью стримеров, играющих в нее и транслирующих этот процесс в прямом эфире на своих каналах.

В конце года Ginno Games в честь созданного ею хита была переименована в PUBG (сокращение от PlayerUnknown’s Battlegrounds), а Ким стал ее гендиректором. Американский сайт про игры Polygon присвоил игре рейтинг 10 из 10. Это необычно, потому как сайт славится своей суровостью, да и качество прототипа еще хромало. В конце обзора Polygon это признавал с помощью оксюморона: «Игра несовершенная, но идеальная». PlayerUnknown’s Battlegrounds получила награду как лучшая многопользовательская игра года на церемонии The Game Awards – 2017, хотя обычно игры в раннем доступе не номинируются на призы.

К декабрю 2017 г., когда вышел официальный релиз игры на Steam, количество проданных копий достигло 26 млн, одновременно в нее играло более 3 млн человек. В том же месяце была выпущена тестовая версия для приставки Xbox, за два дня был продан 1 млн копий. В первые 13 недель после запуска игра принесла выручку в $100 млн, писал Business Insider. Студия PUBG переехала из штаб-квартиры Krafton в отдельный офис, потому что количество разработчиков перевалило за сотню и продолжало стремительно расти.

Мечта о собственной вселенной

В июне прошлого года в знак того, как важна игра для компании, Ким был назначен гендиректором всей Krafton, сохранив при этом пост гендиректора PUBG. Хотя в Krafton входят еще игровые студии кроме PUBG и у них есть собственные игры (от многопользовательской TERA до симулятора гольфа), львиную долю из $1,1 млрд выручки за первые три квартала прошлого года принесла PlayerUnknown’s Battlegrounds.

Это занимает аналитиков: не складывает ли компания все яйца в одну корзину? Еще в декабре 2017 г. Ким говорил в интервью для сайта киберспортивной компании Inven Global: «Я бы хотел, чтобы PlayerUnknown’s Battlegrounds стала универсальной медиафраншизой, основанной на игре. Мы хотим участвовать в различных отраслях, включая киберспорт, кино, мультфильмы и многое другое. Мы получили пару звонков от разработчиков из Голливуда и Netflix. Наша мечта – построить новую игровую культуру <...> и возглавить эту культуру».

Полгода назад он говорил: «Моя цель – помочь Krafton стать всемирно признанной игровой компанией, способной создавать такие же успешные шедевры, как PUBG» (цитата по The Korea Herald).

В январском интервью Bloomberg Ким уточнил планы по расширению репертуара компании. В этом году планируется выпустить новую игру в жанре «Королевской битвы» для мобильных устройств. Еще одна игра для ПК и консолей появится ближе к концу 2022 г. Примерно в то же время выйдет третий проект, Callisto Protocol – игра на выживание, действие которой происходит в мире PlayerUnknown’s Battlegrounds, каким он станет через 300 лет. Ким также упомянул о шоу для стриминговых сервисов, мультфильме и фильме по мотивам игры.

Но еще до того, как эти планы воплотятся в жизнь, IPO может сделать Кима богачом. 17% Krafton принадлежат ее основателю Чанг Бён Гю, 16% – одной из «дочек» Tencent Holdings, а 1,5% – самому Киму.