«Лаборатория Касперского» планирует продавать защищенную ОС в ОАЭ

Разработчик начал тестировать решение для промышленного интернета вещей
В ОАЭ запускается много инновационных проектов, фонды и бизнес смотрят на перспективные направления/ Андрей Гордеев / Ведомости

«Лаборатория Касперского» впервые вывела KasperskyOS на международный рынок. О том, что решение, предназначенное для промышленного интернета вещей (IIoT), тестируют две компании в ОАЭ, «Ведомостям» рассказал директор по развитию бизнеса KasperskyOS Андрей Суворов. Названия конкретных компаний он уточнять отказался.

По словам Суворова, «Лаборатория Касперского» в данный момент ищет партнеров для внедрения решений на базе KasperskyOS в регионе META (Ближний Восток, Турция, Африка), но «наиболее серьезно продвинулась и видит интерес» в странах Персидского залива, в частности ОАЭ. «У нас там проходят закрытые пилотные испытания шлюзов для IIoT, в которых участвуют две компании», – сказал он. Суворов сообщил, что первые тесты прошли еще в начале февраля, до начала СВО на Украине. С тех пор планы компании по продвижению KasperskyOS на международные рынки не поменялись, заверил представитель «Лаборатории».

Речь идет о так называемых шлюзах для IoT. Это сетевое оборудование, которое позволяет объединить множество датчиков и интеллектуальных устройств и собирать с них данные в единую систему. «Подключение IoT-оборудования к облачным платформам позволяет строить сквозные цифровые сервисы, с которыми можно качественнее анализировать данные и следить за работой и состоянием устройств, – объясняют в «Лаборатории Касперского». – Это помогает экономить ресурсы, лучше управлять цифровыми инфраструктурами и повышать эффективность бизнеса».

По прогнозу Market Data Forecast, к 2026 г. мировой рынок IIoT достигнет почти $900 млрд, что втрое выше показателей 2020 г. Доля META в сегменте составит 5%.

Сейчас у «Лаборатории» есть два вида шлюзов, говорится на сайте компании: KISG 100 на базе аппаратной платформы Siemens Simatic IOT2040 и KISG 1000 на базе Advantech UTX-3117. Оба решения были созданы совместно с дочерним НПО «Адаптивные промышленные технологии» («Апротех»). «Лаборатория Касперского» занимается разработкой и развитием ОС KasperskyOS, а «Апротех» на ее базе строит конечные IoT-шлюзы и развивает их на рынке, объяснил представитель компании. Продажами шлюзов в России занимается компания Merlion.

Основные сферы применения шлюзов компании – госсектор, промышленность, ТЭК, здравоохранение, финансовые организации, розничная торговля и образовательные учреждения, уточнил представитель компании. Сейчас в списке российских заказчиков шлюзов – минцифры Оренбургской области, «Ленполиграфмаш» и РЖД.

В ОАЭ тестируются оба шлюза, уточнил представитель «Лаборатории Касперского». Генеральный директор «Апротеха» Максим Карпухин объяснил, что выбор пал на ОАЭ, потому что компании в регионе «проявляют большой интерес по цифровизации, особенно на стыке безопасности и функциональности». Также свою роль сыграло наличие сильной локальной команды «Лаборатории», добавил Суворов.

Наиболее вероятный партнер «Лаборатории Касперского» в ОАЭ – Abu Dhabi National Oil Company, компания, контролирующая более 95% запасов нефти в стране, считает управляющий активами «БКС мир инвестиций» Виталий Громадин. Он также отметил, что ближневосточные топливные компании (включая саудовскую Saudi Aramco) могут быть заинтересованы в решениях, защищающих от киберугроз.

Заинтересованность в подобных решениях могут продемонстрировать также операторы критической инфраструктуры, в том числе электрораспределительных и муниципальных сетей, а также компании, вовлеченные в управление городским транспортом и обширной сетью вычислительных систем, считает собеседник «Ведомостей», близкий к одному из крупнейших российских банков. Такие технологии в первую очередь могут быть задействованы в областях, в которых критически важным является безопасность и бесперебойность рабочих циклов, говорит он. По его мнению, в ТЭКе к софту чаще предъявляются иные требования: он должен быть в первую очередь адаптирован под нужды конкретного проекта, а также учитывать специфику внутренних административных систем.

Что такое KasperskyOS

Первую версию ОС KasperskyOS «Лаборатория Касперского» представила в августе 2016 г. Компания позиционировала ее как «защищенную» и предназначенную для использования в критически важных инфраструктурах и устройствах. Разработчики объясняли, что KasperskyOS не является заменой уже существующих ОС широкого применения вроде Windows и Mac OS, используемых на пользовательских компьютерах или серверах.

В ОАЭ запускается много инновационных проектов, фонды и бизнес смотрят на перспективные направления, говорит директор группы цифровых технологий Б1 Сергей Никитчук. У «Лаборатории Касперского», по его словам, это «Умный город», «Транспортная инфраструктура», «Госучреждения и индустриальная автоматизация». «Урбанистика и транспортная инфраструктура развиваются в ОАЭ стремительно, но в этих областях важно не только провести цифровые решения, но и защитить их, – говорит он. – Kaspersky всегда была международной компанией, логично, что бизнесу в ОАЭ интересно использовать ее решения для минимизации киберрисков».

Среди самых распространенных вызовов для промышленных IT-решений – высокие требования к надежности ПО, распределенность архитектуры, необходимость тесной интеграции со сложными бизнес-процессами и большой объем работ по приживаемости новых инструментов, перечисляет руководитель практики «Индустрия 4.0.» «Сибур диджитал» Вадим Щемелинин. При внедрении в ОАЭ, по его словам, эти вызовы могут быть дополнительно осложнены культурными различиями. Также у промышленных компаний может быть некоторый уровень недоверия к разработчикам, далеким от отраслевой специфики, добавляет он. «Но, даже учитывая эти вызовы, активная и комплексная цифровизация в ОАЭ создает уверенный спрос на качественные IT-продукты, в том числе от российских компаний», – резюмирует Щемелинин.

Сегодня на любом иностранном рынке российская компания может столкнуться с вопросами касательно ее «происхождения», напоминает руководитель отдела продвижения продуктов «Кода безопасности» Павел Коростелев. «Лаборатория Касперского» все же российская компания. У арабов с этим попроще, чем у европейцев или американцев, но там тоже могут возникнуть вопросы с доверием», – считает он. Кроме того, по его словам, компании нужно думать, как масштабироваться не только в ОАЭ, но и в других странах Залива: например, рынок Саудовской Аравии «кратно больше», чем в Эмиратах. «Но в целом сложности, связанные с киберугрозами, заказчикам ясны, поэтому варианты для развития есть», – заключает эксперт.