Перевод реестра госуслуг на «Гостех» отложат на год

Задержка может быть связана с потребностью в адаптации системы под требования платформы
Функционал платформы «Гостех» еще сырой для перевода главной IT-системы страны в облако, полагают эксперты/ Евгений Разумный, Максим Стулов / Ведомости

Перевод Единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг (ФГИС ПГС) на платформу «Гостех» переносится с 1 июля 2023 г. на 1 июля 2024 г. Об этом говорится в проекте постановления правительства, размещенном Минцифры на сайте нормативных правовых актов 22 мая. Речь идет о системе, обеспечивающей работу Единого портала госуслуг (ЕПГУ). Перенос сроков связан с тем, что функционал платформы еще сырой для перевода главной IT-системы страны в облако, полагают эксперты.

Изменение даты ввода в эксплуатацию ФГИС ПГС связано с тем, что «ряд мероприятий не реализованы в срок, что тянет за собой откладывание сроков», говорится в документе. ФГИС ПГС нужна для создания и настройки процессов предоставления госуслуг в электронной форме, пояснил представитель Минцифры. По сути, это отдельный модуль информационной системы, который позволяет госорганам собирать информацию о запрошенной заявителем услуге и принимать решение о ее оказании, добавил он. Представитель «Гостеха» отказался от комментариев, переадресовав запрос в ведомство.

ФГИС ПГС – это back-end по отношению к ЕПГУ, объясняет партнер департамента управленческого консультирования ДРТ Тимофей Хорошев. Это означает, что ЕПГУ обращается к ФГИС ПГС незаметно для конечных пользователей. Действительно, указанная система включает облачный back-end, используемый органами власти для автоматизации бизнес-процессов рассмотрения и обработки заявлений, которые приходят с ЕПГУ, соглашается руководитель департамента цифровых решений «Полилог» Людмила Богатырева.

ФГИС ПГС была включена в состав инфраструктуры электронного правительства в конце июня 2022 г., а официальное ее создание по госконтракту между Минцифры и «Ростелекомом» осуществлялось в период с октября по декабрь 2022 г., напомнил независимый IT-эксперт, автор Telegram-канала «Координация профанации» Иван Иванов. Стоимость двух контрактов составила почти 600 млн руб., уточнил он. Согласно указу президента, все федераль­ные госинформсистемы (ГИС) должны создаваться на базе «Гостеха» с 1 ап­ре­ля 2023 г., а региональ­ные перейдут на но­вый по­рядок с 1 ян­ва­ря 2024 г.

Необходимость создания платформы «Гостех» была связана с высокой долей иностранного ПО в госсистемах: еще в 2021 г. в отдельных классах ПО, используемых в ГИС, иностранные продукты составляли больше половины. Такую статистику в своем выступлении приводил вице-премьер Дмитрий Чернышенко на январском брифинге по итогам реализации национальной программы «Цифровая экономика». В России около 4000 ГИС, в которых использованы иностранные компоненты ПО или оборудования, следовало из материалов к выступлению вице-премьера. Из них федеральных 747, а 3816 имеют региональное значение. Их совокупная балансовая стоимость составляет более 250 млрд руб.

«На поддержку этих систем тратятся серьезные средства, но при этом практически все они за редким исключением неимпортозамещенные и, конечно, не соответствуют текущим требованиям цифрового технологического суверенитета», – сказал тогда Чернышенко. В частности, 66% ГИС используют средства виртуализации иностранного происхождения.

Использовать «Гостех» в первую очередь вынуждены региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, говорит Богатырева. Это связано с тем, что им в условиях ограниченности бюджетов сложно осуществлять глубокую автоматизацию процедур оказания госуслуг своими силами, продолжает она. Проблему должно было бы снять облачное решение, которое не будет требовать от органа власти создания отдельных полнофункциональных систем для автоматизации всех процессов оказания госуслуг, уточняет она.

По подсчетам Богатыревой, региональные госорганы (за исключением Москвы) с января по апрель 2023 г. провели 247 закупок, связанных с созданием и развитием информационных систем, на общую сумму 1,3 млрд руб., при этом средняя величина цены контракта составила почти 5,2 млн руб. Все очень сильно зависит от специфики и размера региональных ведомств, указывает директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов. Условная ФНС тратит порядка 1 трлн руб. в год на создание IT-систем, администрация миллионника – десятки миллиардов, маленький город – несколько миллионов, а служба ветеринарного контроля – пару миллионов, приводит примеры он.

Что такое «Гостех»

Запуск платформы «Гостех» был анонсирован еще в 2020 г., ее создание правительство поручило «Сберу» и «Ростелекому». Она должна была объединить в себе разрозненные государственные информационные системы, которыми пользуются ведомства. В основу «Гостеха» легла цифровая облачная платформа Platform V. «Гостех» представляет своего рода маркетплейс, на котором различные разработчики размещают свои продукты, а заказчик (ведомство) может выбирать нужные сервисы.

Одна из наиболее вероятных причин переноса – это потребность в дополнительном времени на адаптацию баз данных и других сервисов «Госуслуг» под технические требования платформы «Гостех», считает директор направления дата-центров Selectel Роман Венедиктов. Для перехода на «Гостех» может возникнуть необходимость максимально все протестировать, для того чтобы сервисы работали без сбоев, соглашается Хорошев. Кроме того, в основе откладывания сроков может лежать несовпадение планов с бюджетным циклом, не исключает он.

«Госуслуги» – это высоконагруженный сервис, который используют более 100 млн россиян, именно поэтому его инфраструктуру нельзя портировать моментально, обращает внимание Карпов. Сейчас на «Госуслугах» более 50 суперсервисов и им необходимо время для миграции и тестирования, добавляет он.

На функционале «Госуслуг» задержка сказаться не должна, так как, по сути, это переезд работающей системы с одной инфраструктуры на другую и при этом переезд проходит в пределах одной организации, указывает Хорошев. К тому же пока большинство игроков работают с «Гостехом» на уровне экспериментов и пилотов, отмечает эксперт.

Пока что на «Гостех» переехало лишь несколько систем. В январе Чернышенко говорил о завершении экспериментов по переводу на платформу ГИС Росимущества, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Минспорта. В 2023 г. на «Гостех» должны перейти 19 федеральных органов и 11 субъектов, а до 2025 г. – еще 150 ГИС.

Поскольку «Госуслуги» – это главная IT-система страны, ее никто не будет переводить на сырой продукт, каким в текущий момент является «Гостех», объясняет возможную причину переноса сроков директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин. По его словам, на «Гостех» ведомства переводят самые несущественные ресурсы либо осуществляют переход под сильным административным давлением руководства правительства. «Никакого «Гостеха» нет, есть Platform V от Сбербанка (в основу «Гостеха» легла цифровая облачная платформа Platform V от «Сбертеха». – «Ведомости»), слабо применимая в госсекторе, требующая дорогих команд программистов и довольно экзотическая по техническому стеку», – считает Бегтин.

Представитель «Сбертеха» не ответил на запрос «Ведомостей» к моменту публикации материала.