Траты россиян на мобильные игры в крупнейших магазинах приложений упали втрое

Пользователи переходят к покупкам на сторонних сайтах или через иностранные карты
Максим Стулов / Ведомости

Российские пользователи в 2022 г. потратили на мобильные игры в крупнейших магазинах приложений Google Play и App Store втрое меньше, чем годом ранее. Выручка компаний-разработчиков от российского рынка упала с $736,1 млн ($1,05 млрд до вычета 30%-ной комиссии магазинов приложений App Store и Google Play) в 2021 г. до $240,8 млн ($343 млн соответственно) в 2022 г. Такие данные приводятся международной исследовательской компанией data.ai (ранее App Annie). Data.ai называет выручкой объем средств, потраченный пользователями с российских аккаунтов внутри игр за вычетом комиссии, говорится на сайте компании.

Число загрузок мобильных игр в 2022 г. в России снизилось незначительно, следует из данных data.ai. Так, в 2022 г. оно составило 2,6 млрд, что всего на 4% меньше по сравнению с 2021 г. В топ-5 игр по количеству скачиваний вошли Subway Surfers, Roblox, Geometry Dash, Going Balls и Durak Online.

В Google Play после марта 2022 г. осуществить покупки в России стало невозможно, но компания позволила использовать внешние способы оплаты, тогда как в App Store сохранилась оплата с баланса телефона и подарочными картами.

Одной из альтернатив для скачивания и оплаты игр в Google Play и App Store являются собственные предустановленные магазины приложений от крупнейших производителей смартфонов: LG (SmartWorld), Oppo (App Market), Samsung (Galaxy Store), Vivo (App Store), Xiaomi (GetApps) и Huawei (AppGallery). К аккаунту в магазине некоторых из них пользователь может привязать российскую банковскую карту («Мир», Visa, Mastercard, Union Pay), а также оплачивать покупки с телефонного счета или кошелька Qiwi.

Падение мобильного сегмента российского рынка в деньгах обусловлено двумя ключевыми факторами, объясняет основатель студии Vengeance Games Константин Сахнов. Первый из них – это действительно ограничение возможности совершать платежи. Однако существует и мировая тенденция падения объема рынка мобильных игр, заметил Сахнов. В странах Европы и США оно составляет 4% в денежном эквиваленте и до 3% в количестве загрузок, привел данные эксперт. Снижение потребления мобильного игрового контента связано с коррекцией после ковидного бума роста выручки разработчиков, объяснил руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников.

Среди причин сокращения числа загрузок – падение рынка гиперказуальных игр, на которые в России приходится наибольшее число скачиваний. Этот сегмент сейчас испытывает значительные трудности и потерю интереса со стороны игроков во всех развитых странах, добавил Сахнов. Также на показатель повлияло уменьшение числа геймеров из-за релокации в 2022 г., прогнозирует он. По итогам 2023 г. число загрузок мобильных игр в России практически не изменится, прогнозирует эксперт. Очевидно, что в России осталась большая аудитория, которая готова платить за видеоигровой контент, согласен с ним Овчинников.

Из-за того что платежи заблокированы, сами разработчики стараются дать игрокам альтернативные возможности для оплаты, говорят эксперты. Google оперативно разрешил встраивать в софт сторонние сервисы оплаты, заметил Овчинников. Некоторые разработчики стали направлять пользователей на платежные страницы в браузерных версиях или перешли на систему оплаты внутреннего контента непосредственно через приложения, добавил сооснователь Watt Studio Егор Томский. Также можно запросить перенос прогресса в игре с аккаунта в Google Play на Huawei и платить со своего Qiwi-кошелька или карты «Мир», заметил директор по развитию в Infinite Art Solutions Олег Рожнов.

Кроме того, в 2022 г. появилось множество компаний, которые продают подарочные карты и коды активации, позволяющие обойти запреты или трудности с покупкой, знает Сахнов. Но работа большинства подобных компаний, по его словам, находится в серой зоне и нарушает права разработчиков и издателей. Помимо отечественных и европейских магазинов в новых реалиях на рынок вышли посредники из стран Юго-Восточной Азии, которые специализируются в основном на MMO (Massively Multiplayer Online Game, массовая многопользовательская онлайн-игра) и мобильном гейминге, добавил Сахнов. Например, Moonton, китайский разработчик игры Mobile Legends: Bang Bang, продает свои внутриигровые товары через сайт kachishop. При этом минимум три опрошенных «Ведомостями» потребителя сообщили, что при совершении покупок на подобных веб-сайтах чеки компании не предоставляют.

В России популярны практически все те же игры, что занимают лидирующие строчки на западных рынках, заметил Сахнов. Исключение составляют только США, где крайне высока доля азартных игр и социальных казино. Среди популярных российских мобильных проектов – шутер Standoff 2, «по пикам посещаемости которой можно сверять время перемен в школах по всей России», «Танки блиц» и ролевая игра Atom RPG, перечислил Овчинников.

Если возможность платить вернется в ближайшие 2–3 года, объем платежей в мобильных играх за год может восстановиться на 80%, считает Сахнов. «Более длительные ограничения на протяжении 5–7 лет могут негативно сказаться на потребительской культуре, отучив россиян от покупок в играх и легального приобретения контента», – заключил он.