На развитие беспилотной авиации в России хотят потратить почти триллион рублей

Гражданские беспилотники востребованы во многих сферах, включая сельское хозяйство и логистику
Объем российского рынка гражданских беспилотников, согласно нацпроекту «Беспилотные авиационные системы», к 2030 г. вырастет до 46 200 единиц в год/ Евгений Разумный / Ведомости

В развитие гражданских беспилотных авиационных систем (БАС) в России до 2030 г. может быть вложено в общей сложности 898,4 млрд руб. Это следует из паспорта нацпроекта «Беспилотные авиационные системы», с которым ознакомились «Ведомости». В том числе 696,9 млрд будет выделено из федерального бюджета, 143,6 млрд – из региональных, остальное – из внебюджетных источников. Средств ФНБ для финансирования не предусмотрено.

Согласно поручению президента Владимира Путина, нацпроект по развитию БАС должен быть утвержден до сентября 2023 г. Куратором нацпроекта назначен вице-премьер Андрей Белоусов, руководителем – вице-премьер, министр промышленности Денис Мантуров, следует из паспорта нацпроекта.

В нацпроект сведено пять федеральных проектов, разработка которых анонсировалась ранее. Это «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации БАС», «Кадры для БАС», «Перспективные технологии для БАС», «Стимулирование спроса на отечественные БАС» и «Разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих» (о некоторых из них «Ведомости» писали 23 апреля, 5 июля и 17 августа).

Самым дорогим, как следует из материалов, является федеральный проект по стимулированию спроса на отечественные беспилотники (увеличение госзаказа на российские БАС, повышение требований по локализации, субсидирование выпуска компонентов для БАС и стоимости летного часа). Доля российских БАС должна увеличиться с 23,7% в этом году до 70,3% к 2030 г. Этот проект обойдется в 320,6 млрд руб. за семь лет, из которых 177,6 млрд должно быть профинансировано из госбюджета, еще 54,4 млрд  – регионами и 88,6 млрд – привлечено из внебюджетных источников. Еще 267 млрд руб. планируется потратить на стандартизацию, разработку и серийное производство БАС и почти 236 млрд руб. – на развитие инфраструктуры для дронов. Наименее затратными являются федеральные проекты по разработке перспективных технологий БАС (49 млрд руб.) и подготовке кадров (25,7 млрд руб.).

В ходе доработки объем финансирования кадрового проекта был сокращен более чем вдвое. Как писали «Ведомости», изначально речь шла о 57,8 млрд руб. (см. «Ведомости» от 14 мая). В пресс-службе Минобрнауки, которое готовило этот федеральный проект, подтвердили, что сейчас пересматриваются ранее предусмотренные мероприятия, что «влечет за собой сокращение его бюджета». Оптимизация финансирования федерального проекта осуществляется благодаря «активизации имеющихся ресурсов», добавили в министерстве (не пояснив, о каких ресурсах идет речь). Сокращение повлияло на некоторые показатели по подготовке кадров. Например, паспорт кадрового федерального проекта предусматривал подготовку 200 000 новых сотрудников для отрасли БАС в 2025 г. Теперь же речь идет о 90 000 человек. При этом цель обеспечить кадровый потенциал в 1 млн работников к 2030 г. в паспорте нацпроекта сохраняется.

Гендиректор компании «Русдронопорт» (разрабатывает объекты наземной инфраструктуры для дронов) Николай Ряшин считает, что уже сегодня практически все дроны из коммерческого сегмента автономны, поэтому большого числа операторов БАС не потребуется. В ближайшем будущем дроны станут еще более самостоятельными и человек будет выполнять функцию внешнего наблюдателя и проводить техобслуживание, полагает он. По кадрам основной упор нужно делать на подготовке инженеров, конструкторов, разработчиков и программистов, согласен гендиректор компании «Геоскан» Алексей Юрецкий. «Нужны люди, которые хотят и могут развивать технологии и создавать на базе этих технологий продукты», – объясняет он.

Как следует из паспорта нацпроекта, также был серьезно пересмотрен объем российского рынка БАС в сторону более скромных показателей – 25 600 дронов в 2023 г., к 2030 г. прогнозируется рост до 46 200 беспилотников. При этом еще в апреле замминистра промышленности Василий Шпак в своем выступлении приводил другие цифры: в этом году, по его оценкам, рынок достигнет 31 600 и вырастет до 181 000 к 2030 г. Источник «Ведомостей», знакомый с ходом подготовки нацпроекта, поясняет: в новом прогнозе «учитывается консервативный сценарий по объему госзаказа на БАС» – это базовая цифра, рассчитанная на лето 2023 г. Какую долю рынка обеспечит госзаказ и будет ли он расти, собеседник не уточняет. Также в ходе доработки нацпроекта, по его словам, сильнее всего вырос бюджет федерального проекта стимулирования спроса на БАС – почти на 90 млрд руб., срезали часть средств с производства, инфраструктуры и кадров.

Сегодня БАС, по словам Ряшина, востребованы в сегменте мониторинга: это промышленная и городская безопасность, контроль пожаров, строительство, геодезия, мониторинг газопроводов, ледовая разведка и т. д. Потенциально спрос на них может быть в образовательной сфере, а также в логистике. БАС будут востребованы там, где курьера на самокате уже мало, а огромного вертолета еще много, соглашается гендиректор ассоциации «Аэронекст» (объединяет ведущие коммерческие предприятия по выпуску беспилотников) Глеб Бабинцев. Но массовые перевозки с помощью дронов, по мнению Ряшина, «вопрос будущего дня»: пока что воздушные средства не настолько технически совершенны, нет серийного производства и себестоимость такой логистики высока. Бабинцев также напоминает про дроны для сельского хозяйства, которые уже активно применяются агрохолдингами. Он подчеркивает, что экономический эффект для государства от повышения сохранности и улучшения качества урожая благодаря применению БАС оценивается специалистами от 0,5 трлн до 1,5 трлн руб. в год.

На международном рынке, по словам Бабинцева, продукция российских разработчиков имеет устойчивый спрос и есть перспективы наращивания экспорта готовых решений и услуг в сфере БАС. В стратегии развития беспилотной авиации России до 2030 г., утвержденной правительством в июне этого года, отмечается, что с 2018 г. объем инвестиций в развитие мирового рынка БАС вырос более чем в 9 раз и по итогам 2021 г. составил почти $7 млрд. Из них около 75% обеспечили США и Китай, что «определяет лидерство компаний из этих стран». К 2030 г. прогнозируется рост мировой индустрии БАС до $55,8 млрд. Но для того чтобы закрепиться на международном рынке, придется многое научиться делать в России. По словам Ряшина, в производстве необходимо будет замещать прежде всего критические компоненты: винты моторных групп, аккумуляторы, микроэлектронику, компоненты связи и оптику, программное обеспечение. Приоритетные задачи – это полностью отечественные конструкционные материалы и двигатели, добавляет Юрецкий.

В пресс-службе Минпромторга «Ведомостям» сказали, что финальная версия нацпроекта направлена в правительство, представитель Белоусова заявил, что проект «на рассмотрении», отказавшись от дальнейших комментариев. В Минтрансе переадресовали вопросы в Минпромторг. Утверждению нацпроекта с текущими характеристиками финансирования, по словам двух источников «Ведомостей», противится Минфин. В пресс-службе министерства заявили, что «о его финансовом обеспечении можно будет говорить только после утверждения паспорта нацпроекта» правительством. Параметры федерального бюджета на 2024 г. и плановый период 2025 и 2026 гг. будут определены решением бюджетной комиссии, в том числе в части объемов и источников финансирования данного нацпроекта, добавили в ведомстве.