Как будут банкротить «Связной»

Владельцев ритейлера могут привлечь к субсидиарной ответственности
Максим Стулов / Ведомости

Арбитражный суд Москвы 12 декабря признал банкротом ООО «Сеть Связной» по иску кредиторов, указано в картотеке арбитражных дел (КАД). ООО – основное операционное лицо ритейлера «Связной». «Признать должника банкротом и открыть конкурсное производство», – отмечается в материалах дела по иску о банкротстве ритейлера, поданном его кредиторами. На заседании по просьбе временного управляющего Антона Сычева суд утвердил конкурсным управляющим ритейлера Филиппа Ангилевского.

Доли в российском ООО «Сеть Связной» распределены следующим образом: кипрской компании DTSRetail принадлежит 69,25%, у нидерландской Euroset Holding N.V. (бывшая «дочка» «Мегафона») – 24,89%, у АО «ГК «Связной» – 5,61%, еще 0,25% – у Cinnamon Shore Ltd, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. Владельцем АО «ГК «Связной» выступает нидерландская Svyaznoy N.V., следует из базы «СПАРК-Интерфакса».

В начале декабря 2022 г. гендиректор «Мегафона» Хачатур Помбухчан в интервью РБК заявил, что «Мегафон» перестал быть акционером «Связного». Покупателя доли, а также сумму сделки он не назвал. «Мегафон» владел долей в «Связном» через DTSRetail. Из финансовой отчетности «Мегафона» по МСФО за 2021 г. следует, что доля оператора в капитале DTSRetail составляла 26,5%. В декабре прошлого года источники «Ведомостей» утверждали, что долю «Мегафона» в «Связном» выкупили структуры действующего совладельца сети Олега Малиса.

Как «Мегафон» входил в «Связной»

В апреле 2015 г. компания Solvers Олега Малиса получила контроль над Trellas Enterprises – головной компанией «Связного». В мае 2018 г. Solvers и «Мегафон» закрыли сделку по объединению «Евросети» (принадлежала оператору) и «Связного». Консолидация происходила на базе DTSRetail. Объединенная компания стала работать под брендом «Связной», а развитие бренда «Евросеть» было заморожено. В объединенной компании Solvers получила 75% минус 1 акцию, «Мегафон» – 25% плюс 1 акцию, писали «Ведомости».

Процесс признания «Связного» банкротом длится с середины 2022 г. Сначала кредиторы сети требовали от нее возврата долгов. В общей сложности к ритейлеру подано около 80 исков на общую сумму более 20 млрд руб., следует из данных КАД.

К началу сентября 2022 г. иски по задолженностям к компании подали «Вымпелком», Альфа-банк, «Мерлион», компания «Парк развлечений» Амирана Муцоева, владеющая развлекательным центром «Остров мечты». Впоследствии те же кредиторы начали подавать иски с требованием о признании компании банкротом. Иски кредиторов суд объединил в единое производство.

В марте 2023 г. «Связной» подал в суд заявление о банкротстве, суд признал его обоснованным в июне и ввел процедуру наблюдения. В октябре 2023 г. Альфа-банк обратился в суд с просьбой признать банкротом и основного владельца сотового ритейлера кипрскую компанию DTSRetail Ltd.

Летом 2023 г. суд ввел процедуру наблюдения в отношении ООО «Связной». Процедура наблюдения – это первая стадия банкротства компании, напоминает юрист, управляющий партнер «Центра по работе с проблемными активами» Зоя Галеева. К настоящему моменту, по информации Галеевой, назначенный конкурсный управляющий уже подготовил отчет о результатах проведения процедуры наблюдения, его также должны рассмотреть в ближайшее время. 

В рамках же процедуры конкурсного производства будут производиться расчеты со всеми кредиторами компании. Порядок этих расчетов предусматривает очередность, продолжила юрист. «В первую очередь производится погашение требований лиц, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, во вторую очередь – расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда», – отметила она.

В дальнейшем – в третьей и четвертой очереди – осуществляется погашение задолженностей сначала по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, а также «требования иных кредиторов по денежным обязательствам», добавил партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Сергей Учитель.

Если же в дальнейшем будет установлено, что имелись признаки преднамеренного банкротства, ряд сделок по продаже или передаче имущества компания может быть аннулирован, а также к субсидиарной ответственности могут привлечь и владельцев «Связного» DTSRetail, добавила Галеева.

«Признание “Связного” банкротом и открытие конкурсного производства – это финал истории бизнеса некогда крупного ритейлера, но не финал процедуры банкротства», – продолжил Учитель. Он считает, что скорее всего в деле последуют «длительные процессы по оспариванию подозрительных сделок должника с целью формирования конкурсной массы, по привлечению контролировавших должника лиц к субсидиарной ответственности». Юрист также отметил, что может начаться поиск активов контролировавших «Связной» лиц и «не исключено, что за рубежом», так как на них можно обратить взыскание. Этих лиц суд «с большой долей вероятности привлечет к субсидиарной ответственности», пояснил Учитель.

В середине нулевых «Связной» являлся одним из крупнейших игроков на рынке продаж сотовых телефонов в России, активно конкурируя с другим сопоставимым по размерам ритейлером «Евросетью», напоминает гендиректор аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков.

Но рынок продаж мобильников всегда был «дотационным» со стороны крупных операторов, считает эксперт. Наращивая свою абонентскую базу, они в условиях конкуренции друг с другом платили ритейлерам существенное вознаграждение за каждого нового абонента, который оформлял контракт с оператором в салоне ритейлера. Но с течением времени рынок насыщался, в какой-то момент ритейлер остался без значительной поддержки. Операторы к 2018 г. развили свои собственные сети продаж смартфонов, операторскую розницу, приобретя большинство независимых ритейлеров, констатировал Кусков.

Параллельно у «Связного» росла долговая нагрузка, продолжил Кусков: по его словам, ритейлер активно использовал кредитные средства для запуска новых форматов салонов, открытия флагманских точек продаж на центральных улицах Москвы и Санкт-Петербурга и др. «И если раньше эти траты можно было компенсировать за счет хорошей маржинальности продаж смартфонов – с учетом выручки от операторов связи, вендоров и др., то с течением времени маржа от продаж техники катастрофически снизилась», – отметил эксперт.

Также свою роль сыграла и «жесткая конкуренция с «Евросетью», отметил Кусков.

«Связной» работал «исключительно по инерции конкуренции с «Евросетью», согласен с Кусковым гендиректор Content Review Сергей Половников. В дальнейшем, когда «Евросети» не стало (в 2018 г. «Связной» и «Евросеть» были объединены в одну компанию, и бренд «Евросети» тогда решили заморозить. – «Ведомости»), «не стало и «Связного», отметил эксперт. Также не способствовало развитию офлайн-ритейлера и появление рынка интернет-торговли, на котором «Связной» не делал шагов по активному развитию, считает эксперт.