В Госдуму внесен законопроект о «праве на забвение»

Фактически он дает право на уничтожение в интернете информации о любых исторических событиях
Fotolia/ PhotoXPress

В Госдуму внесен законопроект о "праве на забвение" – он устанавливает для поисковых систем обязанность удалять ссылки на персональную информацию по заявлению гражданина. Авторы документа – депутаты Алексей Казаков, Вадим Деньгин, Ольга Казакова и Леонид Калашников. Речь может идти об информации недостоверной, неактуальной (более трех лет) или распространяемой с нарушением законодательства, следует из пояснительной записки к законопроекту. 

Поправки вносятся в закон об информации, Гражданский кодекс и Процессуальный кодекс.

Исключение делается для информации о событиях, "содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, а также для  информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость". Поисковики обязаны прекращать выдачу ссылок в течение трех календарных дней после поступления корректной заявки, пишут депутаты.

Сжечь библиотеку

Критерии недостоверности информации из опубликованного законопроекта абсолютно не ясны, говорит директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова. Также совершенно непонятно, почему поисковики должны удалять информацию о событиях трехлетней давности. Фактически это дает право на уничтожение в интернете информации практически о любых исторических событиях, считает Левова: депутаты фактически предлагают еще раз сжечь Александрийскую библиотеку, добавляет она. Есть существенная разница в подходах между европейским регулированием и тем, что предлагают российские депутаты, говорит партнер юридической компании Dentons Виктор Наумов. Европейские суды все-таки оперировали понятием персональных данных и их защиты. Здесь же речь идет об удалении даже достоверной информации. То есть предлагаемое в России регулирование гораздо шире, чем в Европе, резюмирует Наумов.

В законопроекте дается определение оператора поисковой системы. По мнению депутатов, это лицо, которое обеспечивает функционирование информационных систем или софта, предназначенных для поиска и предоставления ссылок по запросам пользователей об информации в интернете. Это определение слишком широкое, под него может попасть любой сайт в интернете, на котором есть поиск, говорит сотрудник крупной интернет-компании. Это может быть, например, сайт СМИ, на котором есть поиск по архиву статей, полагает он.

Однако из определения следует, что из числа подлежащих регулированию поисковых систем исключаются "определенные федеральным законом информационные системы, имеющие общегосударственное значение".

Еще один законопроект, внесенный в Кодекс об административных правонарушениях теми же депутатами, предусматривает штрафы для владельцев поисковых систем в размере 100 000 руб. за отказ удалять недостоверную информацию о гражданах. Если интернет-поисковик откажется удалять такую информацию (признанную судом недостоверной), он должен мотивировать отказ. А гражданин может обжаловать такой отказ в суде. Если поисковик откажется выполнить решение суда, то его ждет штраф в 3 млн руб.

Требование об удалении ссылок распространяется не только на поисковые системы, следует из законопроекта. Депутаты одновременно внесли поправки в 152-ю статью Гражданского кодекса. Из них следует, что гражданин вправе требовать удаления этой информации «от любых лиц, которые эту информацию распространяют и предоставляют сведения о месте ее нахождения в интернете».

Законопроект дает право гражданам подавать иски не только по месту нахождения ответчика, но и по месту нахождения федерального органа власти, который надзирает за соблюдением этого закона. Также российские суды наделяются правом рассматривать дела с участием иностранных лиц. Все это означает, что добиваться удаления ссылок из поисковой системы Google российский гражданин сможет в российских судах.

Реакция поисковиков

Мы выступаем резко против принятия предлагаемого законопроекта, говорит представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Этот документ нарушает конституционное право граждан на поиск, доступ и получение информации. Если закон будет принят, доступ к большому массиву общественно значимой информации может быть затруднен. Кроме того, этот проект создает почву для многочисленных злоупотреблений, считает она.

«Яндекс» считает, что законопроект возлагает на поисковые системы несвойственные им функции госорганов: их обязывают самостоятельно определять достоверность информации, размещенной в интернете, законность ее распространения, а также наличие в тех или иных событиях признаков преступлений, давать юридическую квалификацию таким действиям и определять сроки давности привлечения к уголовной ответственности.

Механизм, предложенный в законопроекте, подрывает основные принципы размещения и поиска информации в интернете, а также ведет к нарушению функционирования поисковых систем, продолжает Мелкумова. Законопроект не предусматривает удаления конкретных ссылок, а фактически обязывает оператора поисковой системы самостоятельно искать информацию, имеющую отношение к гражданину: в законе отсутствует требование к заявителю указывать конкретную ссылку, подлежащую удалению. Это потребует предварительной модерации поискового сервиса. При этом информация останется в интернете и по-прежнему будет распространяться другими способами – например, через соцсети.

Кроме того, владельцы затронутых сайтов не имеют никакой возможности оспорить исключение ссылок из поисковой системы, что повлечет злоупотребление правом со стороны их конкурентов и иных лиц. В первую очередь это ударит по работе информационных сайтов и СМИ, доступ к которым будет невозможен через поисковые сервисы.

Парадоксальность еще и в том, что законопроект предполагает удаление ссылок в том числе на достоверную информацию, при этом она остается на самих сайтах.

Google отказался от комментариев.

Как делает Google

Недавно Google отчитался о том, как он рассматривает запросы на удаление частной информации и какие ссылки удаляет. Поисковик согласился удовлетворить около половины всех запросов. В середине мая представитель Google Петер Флейшер рассказал о механизме принятия таких решений. Ведущие специалисты Google в Европе собираются раз в неделю и решают, какую информацию можно удалить из результатов поиска. Как рассказал Флейшер, большинство запросов поступают к Google через форму подачи интернет-заявки. Сначала они направляются многочисленной команде юристов и инженеров, которые принимают решения по легким делам. Над запросами работают десятки людей, в основном в европейской штаб-квартире компании в Дублине.

В Google разработали критерии для принятия решений. Так, у известных общественных деятелей или медийных фигур меньше шансов на одобрение их заявок, тогда как ссылки по запросам от людей, совершивших преступления давно и с которых впоследствии была снята судимость, будут удалены с большей вероятностью.