Российские туристические агрегаторы смогли заменить ушедших иностранцев

Онлайн-агентства обеспечивают уже 72% всех бронирований отелей, сделанных через интернет
ostrovok.ru
ostrovok.ru

В 2023 г. 72% всех бронирований гостиниц, сделанных россиянами через интернет, были совершены с помощью онлайн-тревел агентств (ОТА), иначе называемых туристическими агрегаторами, подсчитала система управления отелями Bnovo. Таким образом, организационный кризис, случившийся на рынке в 2022 г., можно считать преодоленным, комментирует операционный директор Bnovo Александра Наумова.

Турагрегаторы аккумулируют предложения тысяч гостиниц по всему миру, они также торгуют авиабилетами и сопутствующими услугами для туристов. ОТА за счет своих масштабов обеспечивают клиентам богатство выбора и целый набор скидок от отелей и туроператоров. По данным Наумовой, к весне 2022 г. агрегаторы обеспечивали для жителей России 90% всех бронирований гостиниц через интернет; только 10% бронирований осуществлялось непосредственно на сайтах отелей. Причем 76% всего рынка контролировал портал Booking.com (штаб-квартира расположена в Амстердаме), остальные ОТА обеспечивали 14%, в том числе российские – всего 8%.

В марте 2022 г. зарубежные агрегаторы приостановили свою работу с жителями России. Директор по маркетингу Travelata.ru Олег Козырев рассказал «Ведомостям», что в результате доля бронирований напрямую через сайты отелей выросла с 10–15% в начале 2022 г. до 50–60% в конце. К этому моменту на рынке присутствовали и многие российские ОТА, но, чтобы занять освободившуюся нишу, им потребовались время и деньги, говорит Козырев.

Партнер консалтинговой компании Б1 Ольга Архангельская в разговоре с «Ведомостями» подчеркнула, что российские агрегаторы за относительно короткий срок значительно расширили по всему миру число отелей, с которыми они работают. Так, новый лидер рынка, Ostrovok.ru, по его собственным данным, теперь предлагает более 1 млн объектов размещения в 220 странах мира.

Кроме того, отечественным тревел-платформам пришлось серьезно нарастить технологическую и организационную инфраструктуру. Козырев рассказал, что в течение 2022 г. Travelata.ru «значительно масштабировала IT-инфраструктуру, чтобы удержать бесперебойность сервиса на прежнем высоком уровне». А тот же Ostrovok.ru привлек внешний колл-центр для приема обращений в периоды пиковых нагрузок.

Наконец, онлайн-платформы серьезно инвестировали в повышение своей узнаваемости на рынке. Так, сервис путешествий Tutu.ru сменил логотип и цвета бренда, а также провел несколько шумных рекламных кампаний. По оценкам МТС, за 2023 г. инвестиции крупнейших сервисов бронирования на рекламу примерно вдвое превысили аналогичные траты за 2022 г.

Как заявил «Ведомостям» генеральный директор сервиса Tutu.ru Виктор Лукаш, ранее рынок ОТА многим российским игрокам был неинтересен из-за того, что фактически был монополизирован западными компаниями. Теперь к рынку проявляют интерес крупнейшие российские экосистемы. Так, группа МТС вышла на рынок OTA в 2022 г., купив платформу бронирования Bronevik.com, которая была основана в Екатеринбурге еще в 2008 г. Генеральный директор «МТС Travel» Вадим Мельников говорит, что сейчас уже фактически все российские экосистемы имеют либо свое ОТА, либо витрину с партнерским контентом по типу «Тинькофф путешествий».

По мнению Ostrovok.ru, у каждого из российских ОТА есть своя специфика. «Некоторые фокусируются преимущественно на работе с частными лицами, сдающими в аренду собственную недвижимость. Другие не подключают объекты напрямую, а работают только с инвентарем от поставщиков», – комментирует представитель платформы. Каждый агрегатор старается привлечь пользователей и отельеров своим набором услуг. Например, «МТС Travel» предоставляет бесплатный роуминг клиентам за бронирование зарубежных отелей. Ostrovok.ru имеет собственную программу лояльности Guru, а Travelata предлагает свой «конструктор путешествий».

Появились и специфические услуги, вызванные санкциями. С февраля 2022 г. выпущенными в России картами Visa и Mastercard нельзя расплачиваться с иностранными компаниями. Возможность оплачивать зарубежные отели рублями и российскими картами оперативно предоставили российские агрегаторы. В целом проблем, связанных с функционалом и вариативностью услуг, у отечественных сервисов на данный момент нет, говорит представитель системы Bnovo.

Главными бенефициарами в сложившейся ситуации Мельников называет именно потребителей: большая конкуренция на рынке позволяет пользователям выбирать самый удобный по их собственным параметрам агрегатор. Мельников считает, что конкуренция между агрегаторами смягчится, когда быстро растущий рынок консолидируется вокруг нескольких главных игроков. По словам Лукаша из Tutu, сейчас у агрегаторов есть два варианта развития: «Первый – это специализация на каком-то из рынков: отелях или авиабилетах. Второй – это расширение ассортимента и спектра различных тревел-услуг».

По прогнозам МТС, в 2024 г. российским туристическим агрегаторам удастся не только полностью устранить разрыв с функционалом зарубежных платформ, но и внедрить новые функции, которых на этом рынке еще не было. Сейчас ОТА создают Ассоциацию туристических агрегаторов. Главная цель некоммерческой организации – поддержка инициатив по развитию отрасли и формирование эффективных механизмов взаимодействия основных игроков онлайн-рынка путешествий. В объединении уже состоят «МТС Travel», Ostrovok, Tutu и «Яндекс путешествия». В будущем туда смогут вступить и другие участники отрасли цифрового туризма.