Бонусные мили стали прилетать иначе

Как меняются программы лояльности российских авиакомпаний
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Несмотря на подорожание авиабилетов, россияне путешествуют все чаще – как за рубеж, так и внутри страны. На этом фоне многие перевозчики пересматривают условия программ лояльности. «Ведомости. Туризм» разобрались, что меняется в правилах авиакомпаний и как теперь выгоднее копить и тратить бонусные мили.

За 2023 г. цены на авиаперелеты по России экономическим классом увеличились на 22%, сообщил Росстат. Тем не менее, спрос на поездки на отдых, в командировки или с другими целями растет. По данным Росавиации, за ноябрь прошлого года по стране воздушным транспортом было перевезено 7,5 млн пассажиров (за аналогичный период 2022 г. – 6,9 млн). 

В сервисе бронирований OneTwoTrip сообщили, что доля перелетов за границу в 2023 г. выросла на 43,6% в сравнении с 2022 г. «Учитывая, что цена билетов в другие страны выше, чем по России, бонусы авиакомпаний помогут путешественникам сэкономить», – сказала руководитель пресс-службы компании Елена Шелехова.

Бонус перемен

Весной прошлого года «Аэрофлот» изменил условия накопления и использования миль, а также пересмотрел тарифы на премиальные билеты в рамках программы лояльности. Например, перелет из Москвы в Бангкок бизнес-классом «подорожал» с 60 000 до 120 000 миль, а билет в Стамбул – с 15 000 до 60 000. Девальвация бонусов помогает авиакомпаниям существенно сэкономить: перевезти меньше «бесплатных» пассажиров за уже начисленные им мили, заметил доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма ГУУ Вадим Жуков.

Клиентам не так просто накопить достаточно бонусов, чтобы расплатиться ими за билет. Например, участник программы лояльности «Аэрофлота» за перелет стоимостью 24 700 руб. из Москвы в Стамбул может получить 813 миль. Путешествие по тому же маршруту по бонусной программе в эконом-классе обойдется в 30 000 миль. То есть условно «бесплатным» в данном примере станет только 37-й перелет. Причем милями можно оплатить лишь стоимость билета, плюс отдельно – сервисный сбор, который в рассматриваемом случае составляет 5 729 руб. 

При этом «Аэрофлот» увеличил число направлений, по которым можно расплатиться бонусами. Также авиакомпания упростила условия получения элитных уровней программы: например, для «серебряного» уровня нужно набрать 20 000 квалификационных миль (они начисляются при перелетах на регулярных рейсах) или 20 полетных сегментов, хотя ранее требовалось 25 000 и 25 соответственно.

В октябре 2023 г. «Аэрофлот» вновь внес изменения в программу лояльности. На этот раз перевозчик ввел компенсацию за задержку рейсов. Пассажирам, которые не смогли улететь вовремя, будут начисляться бонусные мили. Позднее, в ноябре, компания запустила конвертацию миль программы «Аэрофлот Бонус» в квалификационные. Например, 7500 обычных миль можно обменять на 1000 квалификационных. Раньше последние начисляли только за перелеты. Обычные же мили можно копить в том числе по партнерским программам с банками.

В конце декабря 2023 г. в авиакомпании «Победа» заявили, что начнут начислять мили по программе «Аэрофлот Бонус» за перелеты на своих рейсах. Но не всегда в полном объеме: ​​клиенты будут получать от 50% до 100% миль в зависимости от тарифа (выбравшим базовый начислят меньше бонусов, а тем, кто предпочел более дорогие – больше). Также в 2024 г. пассажиры смогут расплачиваться за билеты «Победы» бонусами «Аэрофлота».

C 2024 г. изменилась программа лояльности S7 Priority, сообщала компания. Перевозчик снизил количество миль и перелетов, с которых будут присваиваться статусы Classic. Изменился и шаг начисления статусов: каждый новый, до уровня Silver, открывается после 5000 статусных миль или 5 перелетов (ранее – 8000-12 000 миль или 8-16 перелетов в зависимости от статуса). При этом компания будет начислять больше бонусов за оформление дополнительных услуг. Например, за покупку места Extra Space пассажир может рассчитывать на 350 миль вместо 50. Чтобы получить это место за бонусы, придется потратить от 2500 миль. А, к примеру, апгрейд до бизнес-класса стоит от 8000 миль.

Не упустить выгоду

Нередко для накопления миль или других бонусов путешественники покупают билеты по более дорогим тарифам, чем у других компаний, либо маршрут строится с использованием не самых близких аэропортов или с неудобными рейсами. Несмотря на то, что условия бонусных программ могут казаться довольно привлекательными для путешественников, не стоит забывать, что это, прежде всего, одна из маркетинговых акций авиакомпаний для удержания клиентов, предупредил доцент кафедры управления в международном бизнесе и индустрии туризма Государственного университета управления Вадим Жуков. 

Перевозчик может пересмотреть условия в любой момент, подчеркнул эксперт. Изменения могут быть связаны с законодательством, нововведениями в политике самой компании или же маркетинговыми активностями, уточнила Елена Шелехова. «Более того, перевозчик имеет право в любой момент вообще отменить программу лояльности», – отметил Вадим Жуков. Например, в 2022 г. российская авиакомпания Smartavia закрыла свою программу лояльности. Но перевозчик предложил клиентам альтернативу – подписку Smart Up. Пассажир может выбрать тарифный план (стандартный, Light или Pro), оплатить год подписки (1490 или 2490 руб.) и получить доступ к закрытым акциям, специальным тарифам и скидкам. Так, билеты будут дешевле, чем без подписки, на 200 руб., а дополнительное место багажа – на 300 руб., обещают в компании.

При выборе билетов эксперты рекомендуют учитывать, что есть возможность получать больше преимуществ за перелеты. Например, некоторые авиакомпании сотрудничают с сервисами для путешественников, и при покупке билета можно рассчитывать не только на бонусы, но и на дополнительную скидку, например, при бронировании отеля или аренде автомобиля.