Статья опубликована в № 4234 от 28.12.2016 под заголовком: «Лента» нашла окно в «Евроопт»

Российский и белорусский ритейлеры станут партнерами по закупкам

«Лента» и «Евроопт» могут поставлять собственные торговые марки друг другу

«Лента» и «Евроопт» (ООО «Евроторг») подписали соглашение о намерениях, объявили компании: ритейлеры «будут обмениваться информацией о поставщиках и ценах и в случае взаимного интереса участвовать в совместных программах закупок», говорится в сообщении «Ленты». Соглашение также предполагает сотрудничество в области собственных торговых марок (СТМ), сказано в сообщении: «Лента» может начать поставки товаров под СТМ в магазины «Евроопта», а «Евроопт» добавить в ассортимент «Ленты» собственные бренды.

«Евроопт» – самый крупный белорусский ритейлер, годовая выручка – около $1,5 млрд, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Белоруссия – «это российское окно в Европу», «Лента» могла бы оптимизировать импорт из Европы с учетом опыта «Евроопта» и закупать в Белоруссии местные овощи и фрукты, мясную, кондитерскую и молочную продукцию, полагает Бурмистров. Для «Евроопта» интересно было бы работать с поставками непродовольственных товаров из Китая и других стран Юго-Восточной Азии, которые есть у «Ленты», добавляет эксперт.

По словам представителя «Ленты» Анны Мелешиной, Белоруссия – давний партнер по поставкам, в стране есть развитая система логистики и производства, поэтому «выбрать одного из крупнейших ритейлеров страны для партнерства логично».

СТМ «Евроопта» бывают в том числе и импортные, сообщало в 2014 г. БелТА: за рубежом производятся те товары, которые в Белоруссии произвести невозможно – например, отсутствуют технологии, нет соответствующего сырья. Предполагается закупка произведенных в Белоруссии и России товаров под СТМ «Евроопта», о поставках продуктов, произведенных за пределами Белоруссии, в странах, откуда импорт в Россию запрещен, речи не идет, уточнила Мелешина.

Объединения конкурентов

В 2014 г. объединить часть закупок на международном уровне договорились германская Metro и французская Auchan. Они получили возможность вести переговоры с «наиболее важными международными поставщиками брендированных товаров» на глобальном уровне, а также совместно закупать непродовольственные товары. Кроме Metro схожие соглашения у Auchan было с Systеme U, похожее соглашение заключено между двумя другими французскими ритейлерами – Casino и Intermarchе.

«Это партнерство позволит <...> белорусским производителям нарастить объемы экспорта в Россию», – цитируется в сообщении компаний председатель совета директоров «Евроторга» Андрей Зубков. Совместные проекты позволят повысить эффективность закупок обеим компаниям, считает гендиректор «Ленты» Ян Дюннинг.

Белоруссия существенно нарастила поставки продовольствия в Россию после того, как в ответ на санкции российское правительство запретило поставки основных видов продуктов из стран ЕС, США и др. В сентябре 2016 г. руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что Белоруссия за 2016 г. значительно увеличила поставки продовольствия в Россию, превзойдя показатели 2015 г.

Вероятно, партнерство «Ленты» и «Евроопта» связано с тем, что компании «нашли синергетический эффект», говорит гендиректор производителя чая Milford Илья Блинов: при закупках у них будет единое планирование, можно будет снизить расходы. Это также возможность для сети эффективнее работать в условиях изменившегося закона о торговле, добавляет Артем Белов из Союзмолока.

Помимо других причин, не исключено, что в будущем «это может быть потенциальная сделка M&A», предполагает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: «Лента» сможет проанализировать привлекательности рынка и изучить поведение потребителей.

Как правило, укрупнение операций розницы улучшает условия закупок и логистику, согласен директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Для отечественных производителей такая кооперация – это и вызов, и возможность, рассуждает он. «С одной стороны, совместные закупки сетей приведут к давлению на цену поставки, но с другой – для наиболее эффективных производителей откроются возможности и будут упрощены механизмы по расширению поставок на рынок другой страны», – оценивает Востриков. Сейчас многие участники «Руспродсоюза» поставляют продукцию в «Евроопт», говорит он; также велика доля белорусских товаров в рознице в России.

«Наше сотрудничество пока не имеет аналогов на территории СНГ, хотя весьма распространено на зарубежных рынках», – заявил Дюннинг (см. врез). Крупные продовольственные ритейлеры в России действительно до сих пор не создавали больших закупочных союзов, однако более мелкие игроки и продавцы непродовольственных товаров уже имеют опыт похожих альянсов. Так, региональные российские ритейлеры в 2007 г. на базе Союза независимых сетей создали закупочный союз, в него вошло более 80 локальных игроков. В начале 2015 г. региональные торговые сети магазинов косметики и бытовой химии объединились в «Дрогери союз», одна из целей – совместные закупки.