Снижение цен на сотовую связь заблокировано

Тарифная конкуренция выдохлась, констатируют эксперты
Тарифная конкуренция выдохлась/ Е. Разумный / Ведомости

На российском сотовом рынке появились признаки ослабления ценовой конкуренции, следует из обзора «Сбербанк CIB». Одним из таких признаков его авторы считают повышение «Мегафоном» тарифов в конце декабря 2016 г. Об ослаблении конкуренции говорит не только повышение тарифов, считают аналитики «Сбербанк CIB». Ранее свидетельством этого они называли отказ МТС от дальнейшего расширения розничной сети.

Дорогие пакетные тарифы в Москве выросли на 13–17% (хотя включенных минут в них стало на 10–25% больше), стоимость дешевых тарифов не изменилась, но снизился лимит разговоров и передаваемых данных, перечисляют аналитики «Сбербанк CIB». Аналогичные изменения произошли и в других регионах. С большой вероятностью «Вымпелком», конкурирующий с «Мегафоном» на полках «Евросети» и «Связного», тоже повысит тарифы, прогнозирует «Сбербанк CIB». Ранее оператор уже предпринял осторожную попытку скорректировать цены, скрыв самый дешевый пакетный тариф на своем сайте в ряде регионов, отмечают авторы обзора.

Тарифная конкуренция выдохлась – тарифы достигли дна и снижать их дальше операторам невыгодно, отмечает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По данным его компании, выручка российских сотовых операторов снизилась в 2016 г. на 0,3%. Выручка сотовых компаний от «голоса» в 2016 г. снизилась на 5–6%, от мобильного доступа – выросла на 2–3% – такова оценка гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова.

В снижении тарифов сыграла роль и экспансия «Т2 РТК холдинга» (Tele2), отмечает Анкилов. Снижение тарифов в сочетании с расширением операторами розничных сетей для привлечения новых абонентов уменьшает рентабельность бизнеса, говорит он. Давит на рентабельность и то, что в условиях ценовой конкуренции операторы вынуждены активно строить сети LTE, рассуждает Анкилов.

По прогнозу «Сбербанк CIB», общее повышение пакетных тарифов может добавить несколько процентов к выручке российских операторов от мобильных услуг. Новые тарифы коснутся только новых абонентов, поэтому их влияние на финансовые результаты проявится по итогам I квартала 2017 г., прогнозируют аналитики.

Усилившаяся конкурентная борьба негативно отразилась на рынке телекоммуникаций в последние годы – «Мегафон» предпринимает усилия по увеличению выручки и повышению эффективности бизнеса, говорит его представитель. В декабре 2016 г. оператор изменил тарифы только для новых подключений, подчеркивает он. На некоторых пакетных тарифах пользователи активно звонят и часто выходят за лимит пакета, но значительно меньше пользуются мобильным интернетом, поэтому «Мегафон» увеличил пакет минут за счет уменьшения пакета интернет-трафика, объясняет он.

Возможности снижения тарифов, скорее всего, исчерпаны, отмечает Кусков. Операторы не только массово переводят абонентов на пакетные тарифы – они вводят плату за дополнительные опции (например, уведомления о пропущенных звонках) или поднимают ее: в 2016 г. по многим сервисам она выросла на 50–100%, утверждает он.

Кроме того, по словам Кускова, теперь сотовым компаниям приходится конкурировать не только друг с другом, но и с онлайн-сервисами – Skype и его аналогами, а также социальными сетями. В этих условиях операторы фокусируются на удержании клиентов, поэтому новые офисы продаж им, в общем-то, не очень нужны, говорит он.

С выводом о снижении конкуренции согласен представитель «Т2 РТК холдинга» Константин Прокшин. В России услуги сотовой связи одни из самых дешевых в мире при высоком уровне качества, поэтому дальнейшее снижение цен вряд ли возможно, считает он. Повышать тарифы и отказываться от безлимитных тарифов на интернет Tele2 пока не намерена, но будет следить за рыночными тенденциями, обещает Прокшин. Представители МТС и «Вымпелкома» отказались от комментариев.