Абонентов, встречавших Новый год за границей, стало больше

Tele2 и «Мегафон» впервые с 2014 года зафиксировали рост пользователей в международном роуминге
Два года подряд число абонентов, пользующихся зарубежным роумингом в новогодние праздники, сокращалось/ АНДРЕЙ ГОРДЕЕВ/ Ведомости

Увеличение числа абонентов, которые пользуются роумингом за рубежом в новогодние праздники (с 31 декабря 2016 г. по 8 января 2017 г.), отметили у себя «Т2 РТК холдинг» (работает под брендом Tele2) и «Мегафон». Число таких абонентов в сети Tele2 выросло в этом году на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил представитель оператора Константин Прокшин. У «Мегафона» число путешествовавших в новогодние праздники пользователей выросло на 7% год к году, говорит представитель оператора Юлия Дорохина, а с учетом дочерних компаний («Скартел») – на 11%.

Объем передачи данных абонентов Tele2 в зарубежных поездках показал рост более чем в 8 раз год к году, а объем голосовых вызовов увеличился на 12% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, говорит Прокшин. Интернет-трафик «Мегафона» вырос в 8 раз, а объем голосовых вызовов при этом сократился на 9%, хотя исходящие звонки сохранились на прежнем уровне, рассказала Дорохина.

МТС замечает у себя схожие тенденции в роуминге, сообщил представитель оператора Дмитрий Солодовников: голосовой трафик продолжает падать на фоне роста трафика передачи данных, который происходит за счет введения пакетов без ограничения трафика в роуминге, сообщил Солодовников. Динамику количества пользователей оператора в международном роуминге он не раскрыл. Представитель «Вымпелкома» от комментариев отказался.

Рост не придет на выручку

По оценке «ТМТ консалтинга», за первые девять месяцев 2016 г. суммарная выручка российских сотовых операторов от услуг международного роуминга снизилась на 14% приблизительно до 13,5 млрд руб. Примерно таким же будет снижение и по итогам всего 2016 года – рынок международного роуминга сократится с 19,7 млрд до 16,9 млрд руб., предупреждают аналитики.

На протяжении двух последних лет число абонентов, пользующихся зарубежным роумингом в новогодние праздники, сокращалось. В начале 2015 г., по данным операторов большой тройки, количество роуминговых клиентов упало на 15–25% год к году. На рубеже 2015–2016 гг. абонентов, встречавших Новый год за границей, убавилось на 16–20%. В обоих случаях операторы объясняли это падение общим снижением выездного туристического потока.

Дорохина связывает рост количества роумеров с введением оператором пакетной тарификации, что, по ее словам, позволило снизить стоимость мегабайта. С июня 2016 г. оператор начал предоставлять абонентам в международном роуминге суточные пакеты интернет-трафика по 50 или 65 Мб и стоимостью от 260 до 400 руб. в зависимости от тарифной зоны. Tele2 также связывает рост роумеров с низкими ценами на услугу.

Рост переданного операторами трафика действительно закономерен и наблюдается не первый год, а вот рост количества пользователей за границей удивляет, говорят аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов и гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. В случае с Tele2 рост количества роумеров частично может объясняться выходом на московский рынок и ростом количества местных абонентов, которые путешествуют чаще, чем жители других регионов, считают они. Запуск Tele2 в Москве состоялся во второй половине октября 2016 г. и к концу года в Москве было, по словам Прокшина, 1,27 млн абонентов. Начиная со II квартала 2016 г., к которому оператор набрал 2,1 млн московских абонентов, компания отказалась от публикации данных об абонентской базе в Москве. Tele2 видит рост потребления услуг в роуминге у абонентов из всех наших регионов, возражает Прокшин. Московские абоненты, безусловно, внесли свой вклад в рост, но не являются определяющим фактором такой динамики потребления в роуминге, добавляет он.

По данным Росстата, в первые девять месяцев 2016 г. турпоток за границу продолжал сокращаться. С января по сентябрь 2016 г. россияне совершили 25,78 млн выездных туристских поездок, говорится в материалах ведомства. Это на 6% меньше показателя за аналогичный период 2015 г. По оценке «ТМТ консалтинга», за первые девять месяцев 2016 г. суммарная выручка российских сотовых операторов от услуг международного роуминга снизилась на 14% приблизительно до 13,5 млрд руб. Возможно, рост количества роумеров в новогодние праздники может быть связан с изменениями в общей социально-экономической ситуации, считает Анкилов. И все же до появления свежих данных о турпотоке такие выводы делать преждевременно, оговаривается он.

Рост количества роумеров вряд ли свидетельствует о росте турпотока, считает Потресов. При этом увеличение объемов трафика говорит о том, что услуга становится более востребованной, поскольку тарифы стали понятнее и прозрачнее. Положительную роль в этом сыграла и продажа операторами пакетов трафика для абонентов в роуминге, считает Потресов. Если раньше 8 из 10 туристов отказывались от роуминга в принципе, то сейчас общее количество туристов снизилось, но число пользователей стало больше, предполагает Потресов.