Российские автопроизводители заплатят наравне с импортерами

Госдума приняла в первом чтении поправки в закон об утилизационном сборе
Ю.Смитюк/ ИТАР-ТАСС

Госдума приняла в первом чтении законопроект, лишающий российских автопроизводителей возможности брать на себя обязательства по утилизации своей продукции вместо уплаты обязательного сбора. Законопроект "О внесении изменений в статью 24-1 федерального закона "Об отходах производства и потребления" внесло в нижнюю палату парламента в мае правительство России.

Утилизационный сбор взимается с 1 сентября 2012 г. со всех продаваемых в России автомобилей, но местные производители могут не платить его, заменив гарантией утилизации. Также по действующим нормам может не взиматься сбор на автомобили, ввезенные с территории Таможенного союза (ТС) и помещенные в Калининградской области под процедуру свободной таможенной зоны. Базовая ставка утилизационного сбора для легковых машин - 20 000 руб., для грузовиков и автобусов - 150 000 руб. Есть также повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от возраста автомобиля и его технических характеристик.

Разработка законопроекта обусловлена необходимостью адаптации российского законодательства к условиям членства во Всемирной торговой организации (ВТО), говорится в пояснительной записке к законопроекту. С принятием документа Россия исполнит свои обязательства члена ВТО по созданию равных условий для отечественных производителей и импортеров. Это значительно снизит риски подачи иска в орган по разрешению споров ВТО в отношении России в связи с введением утилизационного сбора, говорится в записке.

На равных условиях уплаты сбора для локальных производителей и импортеров машин настаивал Евросоюз и другие страны-экспортеры автомобилей. Поправки должны были вступить в силу с 1 июля, но депутаты Госдумы до конца весенней сессии не успели рассмотреть законопроект. В начале июня Евросоюз направил в орган ВТО по разрешению споров иск к России из-за неравных условий уплаты утилизационного сбора для российских производителей и импортеров автомобилей. Позднее к жалобе присоединились страны-экспортеры автомобилей - Китай, США, Турция, Украина и Япония.

Сейчас около 370 автопроизводителей вместо уплаты утилизационного сбора взяли обязательства утилизировать выпускаемые машины.

Правительство рассматривает систему мер, направленных на сохранение конкурентоспособности отечественного автопрома, сообщил на заседании Госдумы замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов (цитата по "Финмаркет"). "Это включает в себя в том числе четкое понимание необходимости сохранения финансово-экономического положения самих компаний. В этой связи мы полагаем, что любое удорожание, которое сможем увидеть на российском рынке, скорее всего будет укладываться в параметры инфляционных ожиданий. Мы здесь не видим причин либо каких-то опасений в том, что какое-то существенное повышение цен на автомобили последует после введения этого принципа", - сказал Рахманов. С импортных автомобилей собрано уже около 50 млрд руб. утилизационных сборов, сказал замминистра. Средства должны в том числе направляться на создание системы утилизации автомобилей. Полностью проблема утилизации должна быть решена с введением комплексной системы утилизации отходов производства.

На прошлой неделе Минпромторг предложил правительству запретить госзакупки автомобилей и спецтехники, произведенных за пределами ТС - России, Белоруссии и Казахстана. Запрет должен распространяться на легковые и грузовые автомобили, дорожные тягачи, автобусы, троллейбусы и специальные автомобили и может вступить в силу с 1 января 2014 г. Минпромторг называл предлагаемые ограничения средством защиты российских производителей автомобильной техники в условиях членства России в ВТО.