Авто
Бесплатный
Александр Губский| Сергей Смирнов| Адам Адамов| Татьяна Воронова|Юлия Орлова

Specialized Fatboy Pro: Двухколесный квадроцикл

Наслаждаемся бесшабашностью фэтбайка и его постоянной готовностью к преодолению препятствий

Можно с большой долей вероятности предположить, что энтузиасты начали работать над созданием велосипедов-вездеходов почти сразу вскоре после появления этого двухколесного средства передвижения. Но современная история двухколесных внедорожников, ныне известных под именем fat bike (фэтбайк), восходит к 80-м гг. прошлого века. В 1986 г. Жан Но проехал 3200 км по Сахаре на трехколесном велосипеде (три колеса в линию), обутом в экспериментальные широкие шины Michelin, давление в которых составляло 0,5 атмосферы. Тогда же, во второй половине 80-х, с широкими шинами начал экспериментировать техасец Рэй Молино, а Стив Бейкер придумал ставить по три колеса на ось, чтобы участвовать в велогонках по снегу на Аляске. Термин fat bike придумал другой житель Аляски, владелец веломагазина Марк Гронвальд, который начал собирать внедорожные велосипеды на широких шинах в конце 90-х гг. Но массовое производство фэтбайков Гронвальду наладить так и не удалось. Это получилось у компании Surly, которая на рубеже веков выпустила фэтбайк Pugsley – вдвое дешевле того, что просил за свой вездеход Гронвальд. 

Сегодня фэтбайки выпускает практически каждый уважающий себя крупный производитель велосипедов. На нашем тесте оказался фэтбайк компании Specialized в версии Fatboy Pro: с жесткой алюминиевой рамой и амортизационной вилкой RockShox, на дисках диаметром 26 дюймов с шинами шириной 4,6 дюйма.

Адам Адамов
Адам Адамов

Руководитель IT-отдела
Рост 169 см
Ездит на кросс-кантрийном самосборе на раме Atom

Третий не лишний

Шины. Огромные «мотоциклетные» шины – вот на что обращаешь внимание первым делом. Из-за них велосипед кажется неподъемным, но первое впечатление обманчиво – байк относительно легко затащить на этаж при отсутствии лифта.

Второе, на что обращаешь внимание, только тронувшись с места, – громкий басовитый гул покрышек при движении по асфальту. Разница в звуковых ощущениях при движении сродни разнице рыка мотора спортивного автомобиля по сравнению с обычным. И так же, как и спортивный автомобиль, Fatboy привлекает повышенное внимание окружающих. Люди оборачиваются, заслышав гул, провожают взглядами, а стоит остановиться, как кто-то заинтересованный обязательно подойдет пофотографировать или расспросить. А по городу ездить приходится – хотя байк предназначен для бездорожья, туда надо же еще доехать. Вот на бездорожье-то и проявляется его характер.

Кратчайший путь от дома до офиса у меня пролегает вдоль железной дороги, тропинкой, – то грунтовой, то песчаной, то крупногравийной. Попытавшись пару раз проехать на велосипеде с обычными шинами, решил больше не мучать ни себя, ни велосипед: колеса то увязали в песке, то скакали по гравию, временами в него зарываясь, то утопали в грязи. На этом внедорожнике за все время пути не пришлось его толкать – широкие мягкие шины «проглатывают» все неровности, легко везде проходят. По ощущениям, на бездорожье байк ощутимо комфортнее двухподвеса за счет мягких широких шин. Езда по твердому покрытию утомляет – широкие шины с высоким трением качения дают о себе знать.

На следующее утро рванул в парк, в котором иногда катаюсь по тропинкам на своем велосипеде. Тут-то я насладился, как говорится, по полной. Поднадоевшие тропинки забыты. В лес, без поисков пути! По траве, грязи, поваленным веткам, и маршрут ограничен лишь расстоянием между деревьями – главное, чтобы пролезал широкий руль. Непривычны, кстати, ощущения на руле – при входе в поворот руль как бы доворачивает и фиксируется в том положении, на которое его повернули – для того чтобы вернуть обратно, необходимо приложить небольшое усилие.

Если иметь такой велосипед, то, как и автомобиль-внедорожник, – третьим в семье, для выездов в глушь или зимних прогулок по лесу или парку.

Александр Губский
Александр Губский

Заместитель главного редактора
Рост 180 см
Ездит на велосипеде Focus Black Forest 27R

Двухколесный квадроцикл

Выехав из Битцевского леса и взяв курс в редакцию, я задумался: а не подкачать ли мне шины Fatboy с внедорожных 0,5 атм до городских 1,2 атм, чтобы двигаться по асфальту быстрее? Я не стал этого делать – и оказался прав.

Кто ответит за велодорожки?

Чтобы не пугать пешеходов на Петровке (и опять-таки не нарушать правил, двигаясь вверх по односторонней улице против движения), я изменил маршрут, свернув на Большую Дмитровку – это одна из немногих улиц в Москве, где автомобилисты, велосипедисты и пешеходы не мешают друг другу. Приятный сюрприз: на бульварах появились велосипедные дорожки. Неприятный – на них припаркованы машины. Попытался вступить в дискуссию с двумя холеными гаишниками на Страстном: контролируют ли они, что на велодорожках паркуются автомобили? Дискуссия получилась, как в Госдуме времен Грызлова: “стражи порядка” ответили мне вопросом на вопрос: знаю ли я, как часто нарушают правила велосипедисты? Потратив еще минуту, я все таки добился от них, что движение по велодорожкам официально еще не разрешено, а когда будет разрешено, то контролировать его будет не ГИБДД, а другая структура, зашифрованная неизвестной мне сложной аббревиатурой, что-то вроде МНР МПС ДПР УКХ (Михал Михалыч, кажется, ваши произведения все-таки будут вечными).
Кстати, офицеры ГИБДД оказались единственными на моем пути, кого не заинтересовал Fat Boy, на всех остальных участников дорожного движения он действовал, как суперкар-кабриолет: при остановке каждый выражал свое восхищение и интересовался, что это за диковинный зверь.

СвернутьПрочитать полный текст

Из 25 км моей дороги на работу 10 км пролегает по набережной Москвы-реки. Чтобы выехать на Нагатинскую набережную, мне приходится нарушать правила, пересекая шестиполосную магистраль, – не самые приятные минуты моей жизни. Но двигаться по набережной навстречу потоку автомобилей еще страшнее, а ехать по остаткам тротуара вдоль автобаз и прочих контор, уцелевших со времен СССР, невозможно даже на маунтинбайке. Fatboy с легкостью преодолел эту полосу препятствий – до ближайшего пешеходного перехода, где я законно смог перейти на нужную мне сторону дороги. Дальше была цивильная дорога вплоть до офиса (брусчатку Васильевского спуска широченные шины фэтбайка даже не заметили).

Приехав в редакцию, я констатировал, что подспущенные внедорожные шины Fat Boy не замедлили мое движение по городу: средняя скорость из дома на работу у меня оказалась 18 км/ч – такой же, как на моем Focus: по хорошему покрытию мой MTB идет быстрее, зато на Fatboy мне не приходилось сбрасывать скорость перед препятствиями, на которых пасует обычный маунтинбайк. 

Все-таки естественная среда обитания фэтбайка – не асфальт, а бездорожье: такого удовольствия от катания на велосипеде по лесу я не испытывал никогда! Оказалось, что Fatboy с легкостью переезжает поваленные деревья толще моего бедра. По мне, этот велосипед подобен хорошим горным лыжам: главное – набрать скорость, которую ты сможешь контролировать, не испугаться ее и не пытаться упасть – и фэтбайк (как и лыжи) вывезет тебя сам, исправив твои мелкие ошибки и вернув равновесие. Но еще больше езда на фэтбайке напомнила мне квадроцикл: та же бесшабашность и постоянная готовность к трюкам.

Интересно было бы попробовать Specialized Fatboy в версии Expert – не с амортизационной, а жесткой углепластиковой вилкой: он легче, у него лучше развесовка, а при таких колесах не факт, что велосипеду требуется дополнительная амортизация.

Юлия Орлова
Юлия Орлова

Рост 175 см
Ездит на велосипеде B’twin Original 500

В роли трактористки

От размеров Fatboy я пришла в полный восторг – и не удержалась, попробовала прокатиться прямо по редакции. Велосипед издавал такой жужжащий звук, – наверное, своими широкими шинами, – полный восторг! Я даже начала воображать себя трактористкой, но тут начальник отнял велосипед до вечера, чтобы работа редакции не была парализована.

После сдачи текста я покатила на встречу с приятелем-инвестбанкиром, гордо предвкушая свое появление на "тракторе". По дороге сначала встретила охранника. “Мотоцикл?!” – восхитился он. За ним мне попалась бабуля, катящая тележку с продуктами из "Ашана". "О господи", – сказала она, замерев и уставившись на НЕГО. Думаю, если бы ее руки не были заняты, наверняка бы еще она креститься начала. Я же улыбалась во весь рот и наслаждалась высокой устойчивостью вело, дисковыми тормозами и быстрому и четкому переключению скоростей. После моего простого дешевого велика разница почувствовалась в первую секунду. Даже на низкой скорости, объезжая людей, я легко держала равновесие, а устрашающее гудение вело помогало пробивать дорогу, когда приходилось пересекаться с пешеходными зонами. 

На светофоре со мной поравнялся молодой водитель на джипе, опустил стекло (продолжал гореть красный), спросил:

- Вам не страшно?

- На таком ездить? Наоборот, спокойно.

- Я не об этом: не страшно ли по проезжей части ездить, вы ведь будущая мать...

Хотела я ему рассказать, как на тротуарах неожиданно появляются детишки или как сложно объехать маму с коляской, если еще и припаркованные машины заняли полтротуара, но загорелся зеленый, и водители нетерпеливо засигналили.

А проезжая мимо полицейских, не удержалась и отдала честь, а они закивали, смотря на велик, и сказали "одобряем".

Тут заметила первый минус Fatboy: разгон медленный, мой собеседник уже скрылся из вида, а я еще недалеко отъехала от светофора. По ощущениям, мой собственный велосипед, хоть и простой, разгонялся быстрее.

Как встретилась с другом, увидела и второй недостаток, для незамужней девушки значительный: все внимание окружающих сосредоточено на велосипеде. Мой знакомый минут 10 говорил со мной, а пялился на велик, и кажется, даже был в восторге, но в этот раз не от меня.

Утром на своем эпатажном вело поехала на Цветной бульвар, и, когда пошел дождь, я пожалела, о том, что у него такие большие колеса: заднее колесо зачерпнуло первую же лужу (а объехать ее было невозможно – машины) и переместило воду мне на спину-рюкзак-сиденье – ощущения не самые приятные. Обычно я езжу в платьишках (от особо удачных автомобилисты даже совершают мелкие ДТП), но с этим вело точно нужна специальная велоодежда.

Сергей Смирнов
Сергей Смирнов

Старший веб-редактор
Рост 180 см
Ездит на самосборе на раме Surley Ogre, самосборе на раме «Старт-Шоссе», самосборе Specialized Globe Vienna

Для труднодоступных мест

«Фэтбайк… тебе это надо попробовать», – сказал мой приятель-велосипедист, когда речь зашла о пройденном им веломарафоне «ночь - день» по Тверской области. Попробовал. Мне понравилось.

Поведение Specialized Fatboy сильно зависит от давления в чудовищных – шириной 4,6 дюйма – шинах. При минимально рекомендованном давлении в 0,35 атм на асфальте чувствуешь себя за рулем даже не уазика, а кустарного вездехода на пневматиках – уводы при поворотах, большое усилие на руле. Зато на заболоченной лесной тропинке, куда не сунешься без сапог, велосипед преображается – он просто стелется, «облизывая» корни и кочки. На максимальных 1,4 атм весело мчать по траве, укатанной земле и твердым покрытиям, причем управляемость и накат становятся неожиданно неплохими. Но это велосипед не для асфальта – зуд и гул от редкого «гребущего» протектора никуда не деваются.

Рама понравилась высокой поперечной жесткостью в целом и педального узла в частности – это ощутимо экономит силы при активном педалировании на особо тяжелом бездорожье. Смысл амортизационной вилки при почти мотоциклетного размера шинах мне не очень понятен, но претензий к работе 80-мм «воздушки» RockShox тоже нет. Топовые шифтеры SramX0, работающие в паре с 11-скоростным задним переключателем этой же группы, обеспечивают ожидаемо быстрое и четкое переключение передач, даже вверх под нагрузкой.

Но прежде всего фэтбайк – это fun, а для кого-то, может быть, реакция окружающих. Восхищенное «о….ть, какие колеса» за два дня тестирования я слышал дважды. Конечно, 165 км в сутки по самым глухим углам («смотрим – медвежьи следы, свежие, и когти еще такие здоровые») проходимы только подготовленными людьми вроде моего приятеля, даже на фэтбайке. Но мало ли интересных труднодоступных мест (пески Мещеры, заболоченные леса, лесовозные дороги) совсем недалеко от Москвы?

Татьяна Воронова
Татьяна Воронова

Редактор отдела финансов
Рост 169 см
Ездит на велосипеде Schwinn Sierra

Толстый друг

Fatboy мне впервые пришлось испытывать в дождливый вечер, так что сразу была возможность оценить, каково ездить на такой резине в летний дождь. Оказалось, опасно, потому что тонкие шины, по моим ощущениям, крепче стоят на дороге, чем такие объемные, как у Fatboy. А дисковые тормоза заставили понервничать прохожих, которые случайно оказывались рядом, когда мне необходимо было притормозить – Fatboy тормозил шумно и со скрипом, к тому же на мокром асфальте на внедорожных шинах меня заносило.

Скрашивает все это плавное движение, которое редкий велик может подарить, особенно если дорожное покрытие неровное. На бордюры фэтбайк прыгает так мастерски, что даже изнеженным девушкам это не стоит больших усилий.

На следующее утро я осознала, что все же Fatboy – король городских дорог, а девушка за рулем такого чудища – объект современного искусства. Прохожие искренне интересовались, где я такие колеса взяла и сама ли я их поставила.

В солнечную погоду на нем одно удовольствие ехать по самым неровным городским дорогам, спускаться по лестнице в переход и покорять неприступные бордюры московских улиц. Он прекрасно маневрирует, а объемные колеса и вилка с блокировкой отскока позволяют ездить с небывалым комфортом даже с суровым мужским седлом.

Несмотря на свою тяжеловесную внушительность, Fatboy оказался легким на подъем и мне не стоило больших усилий пронести его по лестнице на третий этаж (правда, стоило чистой одежды) - на улице велосипед за 220 000 руб., понятное дело, не запаркуешь.

Технические характеристики Specialized Fatboy Pro
Рама Specialized FatBoy, алюминий M4 Premium, полный баттинг
Вилка RockShox Bluto RL Solo Air с блокировкой, регулировкой отскока; алюминиевые стойки 32 мм, ось QR 15 мм, 150 мм
Руль Specialized, 7075 алюминий. Вынос Specialized, алюминий
Седло Body Geometry Mountain
Подседельный штырь Command Post BlackLite, 30,9 мм
Тормоза Shimano XT дисковые гидравлические
Тормозные ручки Shimano XT гидравлические
Задний переключатель SRAM X01, 11 скоростей
Манетки SRAM X01, 11 скоростей
Касета SRAM X1, 11 скоростей 11-42 зуба
Шатуны Race Face Next SL 30 зубьев
Педали Specialized Bennies, 6061 алюминий
Обода Specialized FatBoy SL, алюминий, ширина 90 мм
Передняя втулка Specialized Hi Lo Disc
Задняя втулка Specialized Hi Lo Disc
Спицы Стальные
Покрышки Specialized Ground Control Fat, 26x4,6''
Вес 14,65 кг
Розничная цена 220 310 руб.