«Ростех» проведет «воспитательную работу» с президентом «АвтоВАЗа»

Госкорпорация недовольна методами оптимизации штата крупнейшего российского автопроизводителя
С генеральным директором «АвтоВАЗа» Бу Андерссоном проведут «воспитательную работу»/ Максим Туманов / ТАСС

Госкорпорацию «Ростех», которая владеет блокпакетом «АвтоВАЗа», «не устраивает кадровая политика руководителя предприятия в отношении сокращения рабочих мест», заявил гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов (его слова приводит ТАСС). 

Он напомнил, что когда в 2008-2009 гг. численность сотрудников «АвтоВАЗа» была сокращена примерно на 40 000 человек, «не было такого шума». Тогда «Ростех» совместно с правительством Самарской области и Минтруда «нашли возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям», объяснил Чемезов. «Здесь по методу обрезания народ выгнали на улицу, - недоволен он. - Эта практика, наверное, европейская, мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче». По словам Чемезова, ситуация будет обсуждаться с крупнейшим акционером "АвтоВАЗа" - альянсом Renault-Nissan на совете директоров. «Вопрос стоит достаточно остро, и в регионе, и в правительстве поднимался уже не раз. Вопрос о смене генерального директора «АвтоВАЗа» [Бу Андерссона] пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести», - подчеркнул глава «Ростеха».

Представитель альянса Renault-Nissan ранее пояснял «Ведомостям», что совет директоров "АвтоВАЗа" пройдет 30 ноября. На нем, в частности, будет представлен новый антикризисный план «АвтоВАЗа», который, как рассчитывает компания, поможет ей стать прибыльной (по итогам девяти месяцев 2015 г. группа получила по МСФО чистый убыток в размере почти 16 млрд руб.). Новые «эффективные корректирующие действия» будут предполагать «программу по сокращению затрат на закупки, закрытие нерентабельных предприятий, сокращение постоянных затрат и затрат на рабочую силу», пообещал «АвтоВАЗ».

Андерссон возглавил «АвтоВАЗ» в начале 2014 г. В тот же год он запустил антикризисную программу, в рамках которой помимо прочего снизил численность сотрудников примерно на 20% - за счет сокращений и программ увольнения по соглашению сторон с выплатой нескольких зарплат. В начале 2015 г. «АвтоВАЗ» уведомил службу занятости о сокращении еще 1100 человек и договорился с профсоюзами, что новых сокращений в течение года не будет. Договоренность была выполнена, но компания параллельно продолжила снижать численность по соглашению сторон. Сейчас на предприятиях группы «АвтоВАЗ» работают около 65 000 сотрудников, по оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова. Потребность в трудовых ресурсах на 2016 г. будет понятна ближе к декабрю, когда утвердят план производства на следующий год, говорил человек, близкий к «АвтоВАЗу». По мнению Беспалова, если в 2016 г. загрузка мощностей «АвтоВАЗа», упавшая из-за сокращения российского рынка, останется на уровне текущего года, компания может пойти на сокращение численности еще примерно на 20%.