Lexus LX: Другая ветвь эволюции

Этот внедорожник будто не заметил, что человечество научилось строить асфальтовые дороги, а нефть стоит уже не $10 за баррель
Обновленный Lеxus LX надменно взирает на мир холодными светодиодными глазами, а вычурная решетка его радиатора похожа на фасад очередного проекта Захи Хадид/ Кирилл Тищенко

Улыбающийся араб выскакивает из экзотического Range Rover со спиленной крышей, быстрым шагом направляется ко мне - халат развевается вокруг сандалий, платок-куфия – вокруг бородатого лица. Небрежно жмет руку – и тут же ныряет в открытое окно нашего Lexus LX, проваливаясь в него почти по пояс. Эта сцена потом повторялась много раз – в городе, на обочине шоссе, посреди пустыни похожие на больших одинаковых кукол (борода, куфия, белый халат) граждане Эмиратов дружелюбно здоровались и сразу переходили к осмотру нашего большого белого автомобиля. Любовь к средствам передвижения у местных, похоже, врожденная – легко представить, как несколько веков назад такие же бородатые мужчины в белых халатах после приветствия ощупывали лошадей или верблюдов своих новых знакомых.

Сегодня колесный транспорт со всего света – важная часть местной жизни, и в дубайском аэропорту на большом экране рекламируют «виллы в стиле Bugatti» со стеклянным гаражом для гиперкара. Спортивные автомобили в жизни осевших кочевников, понятно, заняли место скакунов. А большие внедорожники, вроде вездесущего Toyota Land Cruiser, – верблюда, навьюченного складным шатром и провиантом. На таком можно забраться далеко в дюны, разложить рядом дастархан и встретить закат за чашкой кофе.

Обновленный Lеxus LX надменно взирает на мир холодными светодиодными глазами, а вычурная решетка его радиатора похожа на фасад очередного проекта Захи Хадид. Но после нескольких сотен километров по разнообразному ландшафту современный люксовый внедорожник парадоксальным образом превратился для нас в одушевленный «корабль пустыни», которого иногда хотелось накормить сахаром с ладони за героическую стойкость и способность двигаться в непроходимых дебрях, а иногда – хорошенько отлупить палкой за строптивость и неподобающее породе поведение.

Ничто не предвещало наличие сложного характера у «эль-икса», когда я отсек 35-градусную жару за бортом тяжелой дверью без доводчика. Внутри – типичное «сонное царство» большого Lexus: уютные «пуховые» кресла с тонкой кожей, будто промазанной сливочным маслом, обилие мягких поверхностей, дерево под толстым слоем лака и непроницаемая тишина, иногда нарушаемая шелестом климатической системы. По сравнению с дореформенным интерьером передняя панель стала более «легковой» по архитектуре и в деталях, теперь ничто здесь не напоминает о том, что ты управляешь большим и тяжелым автомобилем.

Из передней панели торчит узкой, но длинной полосой 12,3-дюймовый дисплей мультимедийной системы, похожий на провалившийся наполовину в торпедо офисный монитор. Управлять интерфейсом на нем необходимо с помощью… мышки Remote Touch, прикорнувшей на центральном тоннеле. Правда, двигается не она, а расположенный на ней миниатюрный джойстик, но впечатления – именно как от старого манипулятора из 90-х с шариком внутри, за которым не сразу поспевал курсор. Ко всему со временем привыкаешь, но немного обидно, наверное, осознавать, что привыкать не нужно владельцам более доступного Toyota Land Cruiser – там в центральную консоль встроен 9-дюймовый сенсорный «планшетник».

Зато безусловно хороши «топовая» аудиосистема Mark Levinson с 19 динамиками и богатым насыщенным звуком и электронный «климат-консьерж». Последний появился на LX впервые: с нажатием одноименной кнопки за микроклиматом в салоне начинает следить умная программа, дирижирующая не только климатической установкой, но и подогревом и вентиляцией сидений и даже обогревом руля. Такого бы «консьержа» в каждый отель и дом – работает незаметно и эффективно, без сквозняков и влажных рубашек.

В городском трафике, на низких скоростях, самый большой Lexus плавен, тих и кроток – плывет себе монументальным айсбергом над потоком. Но стоит дороге выйти из города и начать извиваться, как внедорожник превращается в галопирующее животное, будто раскачивающее пассажиров в седле. Малейшее отклонение руля вызывает кивок с кормы на нос, входя в вираж, Lexus будто подламывается в поясе, кренясь набок и соскальзывая наружу поворота. По идее, сложная гидропневматическая подвеска призвана не только поднимать и опускать кузов на бездорожье, но и удерживать внедорожник от кренов в поворотах и клевков при разгоне и торможении. Однако на асфальте она успешно справляется только с разгрузкой-загрузкой осей при прямолинейном движении, позволяя LX держать осанку даже при резком торможении.

А мощности у бензинового атмосферного V8 не так и много, чтобы заставлять почти трехтонный автомобиль задирать нос при разгоне – сегодня современные технологии выжимают куда больше из 5,7 л рабочего объема, чем 367 л. с. и 530 Нм, которые получили японцы. Сил хватает, чтобы уверенно чувствовать себя при обгонах на трассе, но не более того – эффектно припечатать к креслу этот Lexus не способен. Можно выбрать шайбой возле селектора КПП режим шасси «Спорт+», обостряющий реакции на газ и заставляющий новый 8-ступенчатый автомат переключаться позже, но тогда наливается настоящим свинцом руль, «размазанный» в «Комфорте» и уже достаточно тяжелый в «Спорте». В современном «премиуме» Lexus LX, возможно, – единственная модель, которая будет напоминать владельцу о существовании бицепсов.

Регулируемый дорожный просвет LX

В нормальном положении гидропневмоподвески клиренс внедорожника составляет 225 мм. В верхнем положении кузов приподнимается на 50 мм над передней осью и на 60 - над задней. В нижнем опускается на 60 мм к передней оси и на 40 мм - к задней.

В какой-то момент, повинуясь указаниям «забитого» в навигации маршрута, мы свернули с асфальта и поехали перпендикулярно дороге – вглубь бескрайней, покрытой складками дюн пустыни. В песках LX будто очнулся от асфальтового наваждения, стряхнул с себя спесь и превратился в веселого послушного зверя, мягко подпрыгивающего на кочках и игриво метущего хвостом. По совету проводника сбрасываем с него ошейник системы стабилизации, заставляем приподнять брюхо в верхнее положение подвески, блокируем дифференциал… Теперь становится понятно, что дом, ареал обитания этого «Лексуса» – именно здесь. Для того ему даны постоянный полный привод, высокий центр тяжести и длинноходная мягкая подвеска, чтобы он мог играючи наматывать километры по барханам, носиться по ним не разбирая дороги и подпрыгивать с отрывом всех четырех лап от земли. На песке в самый раз пришлись ленивые реакции на руль в «Комфорте», позволяющие активно вертеть баранкой без опасности сорваться в резкий занос, и возможность точно регулировать плавно нарастающую тягу атмосферного мотора.

У границы с Оманом из эмиратских песков вырастают каменистые горы – с крутыми подъемами и усыпанными острыми булыжниками тропами. Здесь мы «перевооружили» внедорожники: включили понижающий ряд раздаточной коробки, нажали кнопку «ECT 2nd» (трогание со второй передачи), чтобы Lexus не закидал себя камнями на старте. Шайба выбора внедорожных режимов позволяет вручную задавать алгоритмы работы электронных систем для разного вида покрытий, но собственного интеллекта и запаса возможностей автомобилю с лихвой хватает, чтобы уверенно передвигаться по любой поверхности. Незадействованным остался и «внедорожный круиз-контроль» Crawl Control (позволяет ползти вперед со скоростью 1-5 км/ч, не прикасаясь к педалям): если камни проходят под бампером, а ямы не глубже полуметра, скорость Lexus LX на бездорожье ограничена только возможностями вестибулярных аппаратов пассажиров. Подвывая «понижайкой», внедорожник неудержимо несется вперед, ритмично потряхивая людьми внутри, как маракасами.

Нас здорово укачало, но первой от тряски сдалась мультимедийная система. Она продолжала исправно выводить изображение по периметру кузова и из-под его днища с четырех камер, но регулярно теряла связь по Bluetooth со смартфоном, который использовался в качестве музыкального плеера – словно слетала игла патефона. Выбравшись на ровную дорогу, мы перезапустили двигатель, и захлебнувшийся было Tool вновь победно вдарил из динамиков.

Обратный путь до Дубая мы проделали под аккомпанемент тихого дизельного стрекота. Модификация 450d с мотором на тяжелом топливе появилась в истории модели впервые и не в последнюю очередь благодаря популярности дизельных внедорожников на российском рынке. Турбодизель неспешно, но без напряга разгоняет Lexus с места и приятно подхватывает со средних скоростей. Но и он не может похвастать большой литровой мощностью или рекордным крутящим моментом: для 272 л. с. и 650 Нм конкурентам уже не нужна «восьмерка» измещением 4,5 л. Чтобы этот тяжеленный двигатель появился под капотом LX в России, уложившись в 3,5 т полной массы, дизельные модификации пришлось лишить дополнительного бака, пары складных сидений третьего ряда, мультимедийного комплекса для пассажиров второго ряда и даже шторки в багажнике. Средний расход топлива нашего автомобиля составлял 16 л/100 км. Многовато для дизеля, пока не вспомнишь, что среди бензиновых автомобилей не было ни одного с расходом меньше 23 л/100 км.

Как получилось, что в семейство изнеженных «Лексусов» затесался этот дремучий реликт, который даже после всех обновлений, светодиодов и радаров, продолжает потреблять углеводороды ведрами и лазать по горам и барханам умеет лучше, чем трусить по асфальту?

Все расставила по своим местам встреча с его «папой», главным инженером-разработчиком и «планировщиком продукта» Садайоши Койяри. Компактный, невероятно подвижный Койяри похож на постаревшего лицом мальчишку – в Голливуде такому светило бы амплуа ниньдзя. В Toyota Койяри уже 16 лет, которые полностью посвящены разработке внедорожников и пикапов. Во время тест-драйва инженер лично сопровождал нас за рулем, и теперь мои подозрения оправдываются.

– На каком автомобиле ездите вы сами? Предпочитаете офф-роудинг или быструю езду по асфальту?

– У меня Land Cruiser— на нем можно ездить быстро по асфальту, а можно забраться далеко… Очень далеко. Ведь интересно заехать туда, где никто прежде не бывал, правда?

Поднимаю тему об устаревшем бензиновом моторе — мол, у конкурентов уже и турбонаддув, и прямой впрыск топлива, и отключение цилиндров.

– Ну, моторы с прямым впрыском у "Тойоты" есть. Но в "Лексусе" никогда не применят технологию, пока не убедятся в ее абсолютной надежности и необходимости для наших автомобилей. Понимаете, с такими машинами мало заехать куда-то очень далеко – надо еще быть уверенным, что сможешь вернуться.

Японец абсолютно серьезен – видно, что он и правда верит, что купивший Lexus LX за 5 с лишним миллионов человек ждет не дождется, чтобы забросить в его багажник палатку и уехать черт знает куда, подальше от цивилизации.

Кто покупает LX

Доля корпоративных продаж модели LX в России составляет почти 40%. О том, какие структуры и организации закупают премиальный внедорожник, в Lexus не говорят.

– Со временем новые технологии доберутся и до этого мотора. Знаете, в Японии есть поговорка – прежде чем перейти реку, сначала нужно построить через нее прочный каменный мост. Сейчас мы заняты постройкой этого моста.

Койяри неожиданно светлеет лицом и хлопает себя ладонью по колену.

– Чуть не забыл рассказать: мое хобби - это ралли! Люблю смотреть и сам часто участвовал… Ну а что касается системы деактивации цилиндров, – одергивает он себя, – то вопроса экономии топлива у нас не стояло. Зато могу сказать, что на внедорожниках прежних поколений подобные моторы, при должном уходе, ходят по миллиону километров.

– А для подвески новые технологии не рассматривали? Магнитные амортизаторы, например...

Переводчица не совсем понимает меня, приходится объяснять на пальцах принцип работы амортизаторов с магнитореологической жидкостью. По мере того, как первая порция информации на японском доходит до собеседника, его глаза расширяются от неподдельного интереса:

– Наполнить амортизаторы намагниченной жидкостью? Это зачем?

Технические характеристики Lexus LX*

570 450d
Тип кузова, число дверей, мест универсал, 5/5(8) универсал, 5/5
Длина/ширина/высота/колесная база, мм 5065/ 1980/ 1910/ 2850
Тип двигателя, число цилиндров, расположение бензиновый, V8, продольно дизельный, V8, продольно
Объем двигателя, куб. см 5663 4461
Мощность, л. с./об. в мин. 367/ 5600 272/ 3600
Максимальный крутящий момент, Нм/об. в мин. 530/ 3200 650/ 1600-2800
Коробка передач 8-ступенчатая автоматическая 6-ступенчатая автоматическая
Привод постоянный полный
Снаряженная масса, кг 2815 2915
Полная разрешенная масса, кг 3350 3350
Максимальная скорость, км/ч 220 210
Разгон до 100 км/ч, с 7,7 8,6
Расход топлива в смешанном цикле, л/100 км 14,4 9,5
Объем багажника/с разложенными сиденьями, л 701/1276 701/1276
Клиренс, мм 225 225
Объем топливного бака, л 93/138 93
Топливо бензин Аи-95 дизель
Стоимость модели, млн руб. от 5,83 от 5,35