Lexus NX300h: Триумф формы

Lexus освоил очередную рыночную нишу — компактных кроссоверов, - что вышло весьма занятным.
Ничего особенно героического во внешности машины нет, даже напротив: экстерьер немного игрушечный, то есть вычурный и чрезмерный, хотя и цельный в своей экстравагантности/ Фото: Lexus

Название принципиально нового для линейки Lexus автомобиля восходит, как говорят маркетологи компании, к словосочетанию nimble (N) crossover (X). Nimble, несомненно, удачное слово для компактного кроссовера, в том числе люксового: оно многозначное, может быть переведено и как “проворный”, и как “ловкий”, как “сообразительный” и как “находчивый”; все это действительно приятные определения для небольшой городской машины с современной начинкой.

Ставится NX на тележку последней версии хорошо известного кроссовера Toyota RAV4 и частично подвеску использует его же, но весь интерьер и экстерьер, а также гибридный двигатель и всяческие развлекательные элементы — полностью относятся к марке Lexus (NX выше, шире, но ниже, чем RAV4; колесная база у автомобилей одинаковая).

Заметим кстати, что NX — весьма отважное название, потому что в США — на основном рынке Lexus — такой аббревиатурой называется военно-морской крест, вторая награда по рангу во всей сис­теме американских высших военных наград и главная — в военно-морских силах. Награда дается за “единовременно совершённый акт особо выдающегося героизма”.

Но ничего особенно героического во внешности машины нет. Даже, по мнению одного из нас, все как раз напротив: экстерьер немного игрушечный, то есть вычурный и чрезмерный, хотя и цельный в своей экстравагантности (на нашем тесте был автомобиль в обвесе F Sport). Странными смотрятся бугорки задних фонарей, в которые уже за пределами объема кроссовера собираются линии задней части кузова; не менее удивительные и боковые поверхности, расчерченные нелогичными хребтами и впадинами; наконец, неожиданно тяжелой, почти гиппопотамьей, выглядит передняя часть автомобиля.

Более того, мы бы сказали, что F Sport — это триумф формы над содержанием. В это сложно поверить, но в нашей тестовой версии NX не оказалось камеры заднего вида! В первый раз включив зад­нюю передачу и не обнаружив картинки на мониторе, один из нас подумал, что это “глюк”. Он перевел коробку АКПП в положение Р и вышел из машины, чтобы осмотреть корму. Камеры действительно не было — только парктроники. Произошел разрыв шаблона: мы могли ожидать отсутствие камер у немцев, но в японском премиум-автомобиле?! Однако реальность именно такова: автомобили NX поставляются в Россию в четырех фиксированных комплектациях, камеры предусмотрены только в четвертой, самой дорогой.

Зато NX явно выделяется в общем потоке — недаром же одного из нас буквально на ходу, в пробке на Садовом кольце окликнул из полноразмерного люксового внедорожника седой мужчина с рубленым лицом:

— Э, слышь? Чего это за тачка?

— Lexus, новый маленький кроссовер.

— И как она?

— Очень неплоха.

— А-а-а-а. А то я жене хочу взять чего-нибудь такое же… — и тут он повертел в воздухе гигантскими руками, — интересненькое.

(Особенности русской речи в этом диалоге опущены.)

Внутреннее убранство NX также ничуть не героическое — но и не вычурное, не игрушечное. Прежде всего стоит порадоваться тому, что в этой небольшой машинке довольно много места. В частности, один из нас, грузный мужчина выше среднего роста, неплохо разместился в водительском кресле, хотя и стукнулся пару раз при входе-выходе о дверной проем.

Просторно и сзади, что неожиданно для автомобиля такого размера, спинки сидений регулируются. Два малолетних испытателя с солидным опытом обустройства автомобильного пространства расположились там вместе со своими креслами и с великовозрастным братом посредине комфортно.

Пространство багажника уже некоторое время один из нас меряет в самокатах — можно ли туда уложить что-нибудь еще, если их не разбирать. NX такое более чем допускает: оба самоката входят спокойно, а еще помещается солидный запас продуктов и — по случаю — всякие запчасти для личного автомобиля одного из испытателей.

Сидеть безупречно удобно, настройки кресла — лучше не придумаешь, и всякие кнопочки, касающиеся управления зеркалами, боковыми стеклами и т. п., — расположены так, что кажется, по-иному и быть не может.

А вот обзор с места водителя оказался неидеальным — со значительными слепыми секторами из-за особенностей устройства передних стоек. Зато аэродинамика у NX хорошая — в движении талая грязная вода со стекол уходит на двери и на стойку — на боковые стекла почти не попадает, что огромное достоинство слякотной московской зимой.

Паспортные данные

Наконец-то конструкторы развлекательной системы Lexus отказались от страшно неудобного джойстика в пользу обычного контроллера-шайбы! Но вот чтобы освоить эту развлекательную систему, потребовалось некоторое время (навигационной в предложенной нам на тест машине не было). Один из нас, по традиции пытающийся справиться с конструкторскими идеями без помощи руководства по эксплуатации, так и не смог найти, где скрывается предустановка радиостанций, и настраивал полюбившиеся программы вручную. Правда, потом оказалось, что это совсем не сложная задача, но то было уже потом.

Не устанем повторять, что автомобиль, и в том числе Lexus NX, — пока еще в первую очередь средство передвижения, а не развлекательное устройство. И в этой части доставшийся нам на тест экземпляр NX был из лучших: у него была опционная подвеска F Sport. И правда: едет этот кроссовер убедительно. Может, NX300h чуть-чуть не хватает разгонной динамики для того, чтобы ощущения соответствовали шильдику Sport, но с точки зрения обычной машины — более чем достаточно. Но гибридный Lexus в нашем понимании все-таки в первую очередь не про спорт, а про заботу о природе. NX300h, как и другие гибридные Lexus, способен на городской скорости несколько километров ехать, не включая бензинового мотора — только на электротяге (если хватает запаса батареи и водитель не слишком активно нажимает на педаль газа). Наш тест пришелся на разгар предновогодних пробок, средняя скорость движения составила 18 км/ч, расход бензина — 9,7 л на 100 км.

Что касается маневренности, пожалуй, то самое слово nimble в паре его значений вполне подходит к гибридному компактному кроссоверу Lexus: он проворен и ловок. А хорошая приемистость позволяет ему проявлять еще и пронырливость, важное качество для московских пробок.

В пику вычурному облику NX мы решили для прослушивания избрать какую-нибудь скромную группу — и на эту роль была приглашена Art of Noise, которая мало того что проповедовала минимализм, так еще и некоторое время пыталась не открывать имен участников. (Потом-то клавишница и лидер группы, Энн Дадли, получила широкую известность как композитор — она автор музыки, например, к сериалу про Дживcа и Вустера.) К сожалению, эксперимент вышел не слишком удачным — интеллигентный и несколько абстрактный мелодизм поп-авангардных британцев вышел бледненько, без нюансов.

Зато симфоническая поэма “Веселые проделки Тиля Уленшпигеля” незабвенного Рихарда Штрауса в исключительном исполнении Вильгельма Фуртвенглера прозвучала как надо — бодро, задорно, весело и мощно.