Авто
Бесплатный
Полина Гриценко

Продажи автомобилей рухнули в ноябре на 43%

Худший результат 2015 года обусловлен эффектом высокой базы прошлого года

Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились в ноябре 2015 г. на 42,7% по сравнению с ноябрем прошлого года до 131 572, свидетельствует статистика комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это худший результат по итогам отдельно взятого месяца в этом году: до этого пик падения был зафиксирован в марте – тогда продажи год к году сократились на 42,5%. Кроме того, в ноябре продолжилось усиление падения: в августе рынок сократился на 19,4% год к году, в сентябре – на 28,6%, в октябре – на 38,5%.

Тем не менее в ноябре 2015 г. было продано на 1,2% больше машин, чем в октябре 2015 г. Всего в январе – ноябре 2015 г. было продано 1,45 млн автомобилей – это на 34,5% меньше, чем годом ранее.

Слабые результаты ноября связаны с высокой базой ноября 2014 г., следует из заявления АЕБ. «Год назад рубль пикировал и покупатели штурмовали дилерские центры, чтобы использовать деньги до того момента, когда цены на автомобили начнут отражать новую реальность обменного курса», – приводятся в сообщении слова председателя комитета автопроизводителей АЕБ Йорга Шрайбера. Ничего подобного не случилось в ноябре этого года, что объясняет относительное ухудшение месячных показателей год к году, продолжает он.

Выводы Шрайбера подтверждает и исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, также объясняя ноябрьскую динамику высокой базой 2014 г. Тогда, в ноябре 2014 г., продажи год к году по итогам месяца снизились на 1,1%. Сегодня ситуация относительно стабильна, рынок находится примерно на одном уровне, указывает эксперт. В ноябре значительно снизились корпоративные продажи, добавляет директор департамента продаж ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев, в целом по году их доля в розничных продажах составляла около 35%, а в ноябре упала до 20%.

В ноябре продажи двух самых популярных марок – Lada и Hyundai выросли соответственно на 4,8 и 6,8% по сравнению с предыдущим месяцем, свидетельствуют данные АЕБ. У Lada на улучшении результатов отразились выход на рынок Lada Vesta, продолжение программ утилизации и обновления автопарка, объясняет Удалов. Продажи Lada Vesta стартовали вечером 24 ноября, до конца месяца было продано 1748 машин (19-е место среди самых продаваемых моделей ноября).

На [ноябрьские] продажи Hyundai оказали благотворное влияние госсубсидии, объясняет исполнительный директор «Хендэ мотор СНГ» Алексей Калицев (комментарии передал через представителя).

Год к году ноябрьские продажи Lada сократились на 29%, Hyundai – на 7%, следует из отчета АЕБ. Kia, замкнувшей тройку лидеров, продано на 32% меньше, чем годом ранее, и на 2,1% меньше месяц к месяцу – 14 125 автомобилей, сказано там же. Клиенты ожидают традиционной распродажи в конце года, с этим может быть связана некоторая пауза в ноябре, полагает представитель Kia. Кроме того, по его словам, в ноябре на Kia Rio (самая продаваемая модель этой марки) по итогам ежемесячного пересмотра условий спецпредложений была уменьшена скидка. В ГК «Автоспеццентр» в ноябре ощущался дефицит автомобилей Kia Rio ликвидной комплектации, замечает Зиновьев. Ценовая категория с Hyundai Solaris у Kia Rio одна, машины практически идентичны по характеристикам, продолжает он, поэтому часть аудитории могла уйти в Hyundai просто из-за нехватки машин.

Ожидания АЕБ относительно декабря «скромные». Особенно в сравнении с рекордными продажами на пике короткого бума в прошлом году, предупреждает Шрайбер. Декабрь будет лучше, чем ноябрь, из-за скидок и акций, которые будут предлагать дилеры, надеется Удалов.

В декабре спрос оживился – не только из-за начала сезона предновогодних акций, но и из-за очередного витка повышения курса доллара, который породил ожидание роста цен, отмечает директор дилерского центра «Mitsubishi Рольф центр» Светлана Виноградова. В ноябре продажи в «Автоспеццентре» выросли по отношению к октябрю на 5%, в декабре ожидается такой же рост, если ситуация с начавшимся колебанием курсов валют не станет критичной, говорит Зиновьев. В ассоциации «Российские автодилеры» прогнозируют декабрьские продажи на уровне 128 000 шт. (на основе данных контрактования 300 дилерских центров за ноябрь). «Год завершается при вялотекущем спросе», – приводятся в сообщении ассоциации слова ее президента Владимира Моженкова.

Прогноз АЕБ по продажам новых легковых автомобилей в России на 2015 г. – на уровне 1,57 млн шт., что на 37% меньше результата 2014 г., отмечала ассоциация в своем октябрьском отчете. Удалов ожидает, что по итогам года на российском авторынке будет продано 1,6 млн легковых и легких коммерческих автомобилей.