Статья опубликована в № 3962 от 18.11.2015 под заголовком: Переворот в автостраховании

Россияне все реже страхуют каско

В этом году сборы сократятся на 15–18%, прогнозирует RAEX

Впервые после кризиса 2009 г. рынок автокаско по итогам 2015 г. не вырастет, а сократится на 15–18%, или примерно на 40 млрд руб., прогнозирует рейтинговое агентство RAEX. Сборы не превысят 185 млрд руб., и в результате рынок каско впервые в истории окажется меньше, чем ОСАГО, размер которого по итогам этого года RAEX оценивает в 240 млрд руб.

Эта тенденция проявилась уже по итогам первого полугодия, следует из данных ЦБ: сборы по каско упали на 14% до 89,9 млрд руб., а по ОСАГО выросли на 39% до 93,9 млрд руб. главным образом за счет повышения тарифов.

Последние пять лет рынок каско ежегодно прибавлял 3–25%. В этом году тарифы выросли вслед за ценами машин, но это помогло лишь замедлить падение сборов.

Страховщики объясняют спад сокращением автомобильного рынка: по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 10 месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились на 33,6%. Это влияет на автокаско: только за первое полугодие число проданных полисов упало на 34% – с 2,5 млн до 1,8 млн, указывает зампред правления «Согаза» Дамир Аксянов. Часть автовладельцев отказываются от приобретения полиса по возросшей цене, отмечают аналитики RAEX: по их расчетам, за полгода средняя цена полиса выросла почти на 6000 до 47 700 руб.

Чаще всего от каско отказываются люди, владеющие недорогими машинами, говорит руководитель управления андеррайтинга «Альфастрахования» Илья Григорьев. Удорожание страхования вынуждает многих отказываться от покупки автомобиля в кредит, когда наличие полиса автокаско обязательно, замечает директор по страховым рейтингам RAEX Наталья Данзурун.

В среднем тарифы выросли на 20–30%, а на отдельные марки, например Land Rover и Jaguar, – почти вдвое, отмечает Григорьев: запчасти подорожали из-за девальвации.

Из-за высоких цен на каско люди стали больше покупать усеченные программы или полисы с франшизой (некрупные убытки исключаются из покрытия полиса), которая снижает премию в среднем на 20%, говорит Григорьев: «В «Альфастраховании» около 60% договоров каско заключаются с франшизой».

Определенный стимул продажам каско может дать более широкое распространение продуктов с франшизой, согласен Аксянов: в условиях роста тарифов интерес к таким продуктам растет. Прогнозировать, когда падение рынка каско прекратится, он не берется. «Некоторые эксперты полагают, что в 2016–2017 гг., но о возможности восстановления рынка в текущем году не говорит никто», – резюмирует Аксянов.-