Авто
Бесплатный
Владимир Штанов
Статья опубликована в № 4069 от 06.05.2016 под заголовком: Заезд на выживание

Российский автопром находится в опасности

Из-за низкого спроса на автомобили могут закрыться еще несколько заводов, прогнозирует консалтинговая компания BCG

Серьезного роста спроса на российском автомобильном рынке ждать не стоит, говорится в докладе BCG (есть у «Ведомостей»). Если еще несколько лет назад прогнозировалось, что к 2020 г. рынок достигнет отметки в 3,5–4 млн шт. в год по сравнению с 1,5 млн в 2015 г., то сейчас – 1,9 млн машин по базовому сценарию. Основные причины – прогнозируемая низкая стоимость нефти, слабая национальная валюта и проч.

Похожий прогноз дает и PwC – 2,2 млн автомобилей в 2020 г. «Соллерс» прогнозирует, что к этому сроку в России будет продаваться менее 2 млн автомобилей.

Рекорд продаж в России был установлен в 2012 г. Тогда россияне купили 2,8 млн новых автомобилей. С тех пор продажи неуклонно снижаются. Российские автозаводы суммарной мощностью более 3 млн машин в год недозагружены и несут убытки. «Лучшая стратегия в новых условиях <...> не ждать роста рынка, а осознать, что существуют значительные избыточные мощности, и принять радикальные меры, чтобы их загрузить либо перепрофилировать», – категоричен соавтор доклада, старший партнер BCG Владислав Бутенко.

Сделанные в России автомобили поставляются еще и в страны СНГ. Но их потенциала недостаточно для стабилизации нашего автопрома: по прогнозам BCG, экспорт автомобилей вырастет с 0,3 млн автомобилей в 2016 г. лишь до 0,6 млн шт. в 2020 г. Не решит проблем и господдержка: только на стимулирование спроса пришлось бы тратить 90–150 млрд руб. в год, подсчитали в BCG. В 2016 г. на эти цели правительство выделило 50 млрд руб., в 2015 г. – 43 млрд руб.

BCG полагает, что может быть закрыто 3–6 заводов из имеющихся двух десятков. В зоне риска «производители, не имеющие стратегических интересов в России, с фокусом на развитие бизнеса в других странах БРИК», а также сравнительно недавно запустившие свои производства, говорится в докладе.

В прошлом году Россию уже покинула американская GM. Тогда же на Дальнем Востоке была приостановлена сборка SsangYong и свернут выпуск Toyota Land Cruiser Prado.

Вероятность консервации целых предприятий в России есть, но вряд ли это произойдет в ближайшие 1–2 года – на текущем этапе компании будут вести себя осторожно и продолжат оптимизировать штат, сокращать рабочие дни и смены, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Закрытие или консервация отдельных заводов не исключены уже в 2016 г. – как в легковом сегменте, так и в грузовом, думает главный редактор «Автобизнес ревю» Сергей Баранов. «Ряд производителей, имеющих низкий уровень интеграции с локальными партнерами и поставщиками, могут покинуть Россию – в частности, после завершения у них соответствующих соглашений по промышленной сборке», – соглашается представитель «Соллерса». Он полагает, что правительство должно стимулировать процесс концентрации спроса «вокруг ограниченного числа игроков, ориентированных на максимизацию добавленной стоимости в России».

Минпромторг с апокалиптическими прогнозами не согласен. «Мы считаем более вероятным постепенное восстановление рынков уже в краткосрочной перспективе», – оптимистичен представитель министерства. Но конкретного прогноза он не дал. «При условии своевременной и грамотной поддержки», за счет собственных усилий компаний, а также благодаря экспорту можно сохранить всех основных автопроизводителей в России, полагает чиновник.

Необходимо агрессивно наращивать экспорт в страны дальнего зарубежья, советует BCG. Относительно открытыми и растущими рынками являются страны Ближнего Востока. Например, в Иране продается 1 млн автомобилей в год, а в Саудовской Аравии – 0,6 млн. В Африке сейчас низкие продажи – 0,6 млн автомобилей на весь континент, но высокий потенциал роста. Отдельные модели можно поставлять даже в Европу. Например, Kia Rio там не выпускается. А эта модель была бы востребована в Великобритании, Италии, Испании и Франции, указано в докладе.

Экспорт поможет загрузить мощности и снизить зависимость от местного рынка, соглашается Беспалов. Но не стоит ждать взрывного роста поставок за рубеж, замечает он: процесс освоения новых рынков – сертификация, адаптация, продвижение, создание системы продаж и проч. – очень длительный. Но развивать экспорт нужно в любом случае, подчеркивает Баранов.

Для агрессивного развития экспорта «есть фундаментальные факторы, в том числе текущие валютные преимущества и качественный уровень развития автопредприятий, способных выдавать конкурентоспособный продукт», говорит представитель Минпромторга.

Чуть ли не единственный работающий на полную мощность завод – «Хендэ мотор мануфактуринг рус» не планирует сбавлять обороты, заявил его представитель. Но и «планов по агрессивному развитию экспорта нет».

Экспорт – одно из приоритетных направлений в условиях ограниченного спроса на локальном рынке, говорит представитель «Соллерса». «Но успешные экспортные стратегии могут построить только те, кто достиг конкурентоспособных издержек за счет локализации или имеет продукты, права на которые закреплены в России», – резюмирует он.

Denhse11
17:04 06.05.2016
Игорь, Населения там 30 млн. ВВП на душу населения ~2000$, на позицию выше Украины. Золотовалютные резервы - $20 млрд Обеспеченность автомобилями - 132 машины на 1000 человек (РФ - 250, Украина - 175). По личному впечатлению - почти 80% автомобилей производства Uzdaewoo и достаточно новые (в городах типа Бухары, Самарканда, Ташкента). Экспорт сырья у них доминирует явно (газ, нефть, хлопок) и первичного передела (базовая пищевка и т.д.) + немного машиностроения (автомобили, грузовики). Думаю, что в приведенных цифрах экспорт сырья/общий ВВП у них похож на Российский. Там есть свое производство автомобилей (Мощность 350.000 в год), грузовиков MAN, Автобусов. Электровозов - нет, но как ни странно там есть ВСМ-ЖД магистрали на 600 км (На базе поездов Talgo) и производство вагонов. Еще они по всей стране реализовали сеть КПГ заправок (компрированный природный газ) и не парятся по поводу дефицита бензина. Валюту от газа они тратят на различные проекты модернизации (например на покупку современных бортов типа Boeing 787 для якорной А/К) и ведут себя очень осторожно. Внутреннее производство там есть и очень даже живое. Теперь минусы таких раскладов: Основные покупатели их экспорта - РФ, Казахстан, Китай, Турция и пр. Работа с каждой страной выстраивается на основе межправительственных соглашений и курируется чуть ли не лично Керимовым. Все валютные операции идут через один единственный экспортный банк. Просто бизнес просто начать с кем-то работать по сути не может. Вот "это" как раз следствие "выйди из ВТО". ВТО задает правила и институциональные нормы торговли, по которым можно работать каждому, а не только тому, кто "вхож" и "приближен". Изоляционизм имеет свои плюсы "на старте", но тормозит и тянет вниз на этапе "набор высоты" и требует слишком много ручного управления. Теперь о минусах: "Внутренний" рынок живет за счет мигрантских доходов по сути. Ножницы цен на автомобили - лютые. При средней зарплате долларов в 80-100$, стоимость лохматой высоколокализованной Нексии - 5000-6000$, новой - под $10.000, именно поэтому в ходу до сих пор древние жигули/волги 80-х, 90-х годов, переведенные на газ. Это прямой результат ограничения конкуренции и пошлин под 100%. "Черный рынок валюты". Это вообще песня - гонять по городу и искать "менялу" с самым выгодным курсом за 100$, при этом курс сильно разнится от города к городу. Из-за того, что в политике изоляционизма и "молитвы на доллар (как у Вас)" печатаются деньги "на развитие", ходить надо с пачкой денег в сумке. Не работают международные платежные системы, а местная Uzcard не находит отклика у населения, который просто не привык к пластику. Это порождает кошмарное число неудобств и кучу посредников из разряда купи-продай как в позднем совке. Советую туда съездить (билеты дешевле чем в сочи, на месте вообще красота (тепло, вкусно и т.д.) , пообщаться, чего-нить поделать, прежде чем давать ваши недалекие советы.
101
Комментировать