Renault вложит в «АвтоВАЗ» до 25 млрд рублей

На такую сумму французская компания зимой купит акции российской
Акционеры помогут «АвтоВАЗу» радикально сократить долг/ Andrey Rudakov/ Bloomberg

В декабре 2016 г. может состояться размещение дополнительных акций «АвтоВАЗа» по открытой подписке на 25 млрд руб., рассказал «Ведомостям» председатель совета директоров «АвтоВАЗа», советник гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. По его словам, утвердить соответствующее решение планируется на внеочередном собрании акционеров 10 октября.

Акции будут оплачиваться деньгами. Цена будет утверждена советом директоров в ноябре-декабре. В качестве ориентира будет взята рыночная цена за последние несколько месяцев, добавил Скворцов.

Он надеется, что миноритарии примут участие в сделке. Но основной адресат допэмиссии – французская Renault. Компания готова выкупить и все размещаемые бумаги, сообщил «Ведомостям» заместитель председателя совета директоров «АвтоВАЗа», старший вице-президент Renault Group, руководитель региона Евразия Дени Ле-Вот: «Конечно, мы посмотрим, какой будет рыночная реакция на эту операцию. Но Renault абсолютно готова идти до цифры в 25 млрд».

Параметры допэмиссии, равно как и тип предполагаемых к размещению бумаг (у «АвтоВАЗа» есть обычные и привилегированные акции), Скворцов, Ле-Вот, а также президент «АвтоВАЗа» Николя Мор раскрывать не стали. Исходя из текущей капитализации компании (около 17 млрд руб., см. график на стр. 13) получается, что в результате допэмиссии уставный капитал «АвтоВАЗа» может вырасти почти в 2,5 раза. При этом на новые бумаги может прийтись 60% увеличенного уставного капитала, а эффективная доля Renault вырастет с нынешних 37 до 70%.

Впрочем, это будет лишь первый шаг, говорит Скворцов: «В целом общий объем допэмиссии «АвтоВАЗа» составит 85 млрд руб.». Следующее решение ожидается в январе-феврале 2017 г. Предполагается, что это будет конвертация долга, поясняет он. Ле-Вот напомнил о недавней инициативе «Ростеха» конвертировать долг «АвтоВАЗа» в капитал. Госкорпорация объявила в июне о готовности 20 млрд руб. долга списать, а остальные 31 млрд руб. конвертировать в акции. «Renault готова на аналогичные действия», – уверяет Ле-Вот. Размер долга «АвтоВАЗа» перед Renault он не раскрыл.

О том, что «Ростех» и альянс Renault-Nissan могут инициировать проведение допэмиссии для помощи «АвтоВАЗу», стало известно в этом году. Это произошло после того, как компания отчиталась о рекордном убытке. По итогам 2015 г. он составил почти 74 млрд руб. (в первом полугодии 2016 г. – 27,2 млрд руб.). Параметры возможной докапитализации ранее не раскрывались.

Сейчас эффективная доля Renault в капитале «АвтоВАЗа» – 37%, Nissan – 13%, «Ростеха» – около 25%, напоминает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. С учетом планов «Ростеха» конвертировать 31 млрд руб. в акции для сохранения своей доли в «АвтоВАЗе» альянсу Renault-Nissan необходимо по итогам общей программы докапитализации внести в капитал российского автопроизводителя более 60 млрд руб., отмечает эксперт.

Ле-Вот не стал пояснять, сколько всего компания готова потратить на докапитализацию «АвтоВАЗа». А вот партнер Renault по альянсу – японская Nissan не планирует участвовать в докапитализации «АвтоВАЗа», сообщил «Ведомостям» представитель Nissan.

В свободном обращении находится более 25% акций «АвтоВАЗа», указывает Скворцов. Прогнозировать активность миноритариев в ходе допэмиссии он не стал. Скорее всего их доля снизится, но насколько, он затруднился оценить. Основная масса миноритариев вряд ли будет участвовать в допэмиссии, уверен Беспалов.

Полученные от Renault средства «АвтоВАЗ» направит на погашение долгов. В целом докапитализация позволит на порядок снизить чистый долг компании. На конец июня 2016 г. он составлял 97 млрд руб., напоминает Беспалов.

«Oчевидно, что наш балансовый отчет после этой рекапитализации станет солиднее и нам намного проще будет профинансировать новые проекты, – говорит Мор. – Но мы не ждем февраля и ведем подготовку параллельно, чтобы не терять время». Докапитализация позволит снизить не только долг, но и нагрузку по выплатам процентов, улучшить ситуацию с капиталом, что в итоге «поможет в переговорах с банками, увеличит доверие к «АвтоВАЗу» как к заемщику», добавляет вице-президент по финансам «АвтоВАЗа» Штефан Мауэрер.

«АвтоВАЗ» в 2017 г. планирует начать производство универсала Vesta и его версии с улучшенной проходимостью, разрабатывает кроссовер Lada 4x4 нового поколения, компактный кроссовер Lada Xcode и другие модели. Расширение модельного ряда, рост производства новинок и ожидаемая в 2017 г. стабилизация рынка также помогут компании улучшить финансовые показатели, замечает Беспалов.

«Мы верим в потенциал российского рынка и возобновление его роста, в потенциал «АвтоВАЗа» и Lada как национального бренда и лидера в России, – говорит Ле-Вот. – Операционные задачи, стоящие сейчас перед «АвтоВАЗом», – продолжать движение, которое началось с Vesta и Xray, перенимать знания, ноу-хау альянса Renault-Nissan – речь о качестве продукта, эффективности производства, чтобы быть готовыми к восстановлению рынка». «Российский рынок сейчас находится на спаде, и мы очень надеемся, что в 2016 г. достигнута нижняя точка, что еще должно быть подтверждено в 2017 г.», – указывает Мор. Также «АвтоВАЗ» должен наращивать долю рынка, выйти на положительный денежный поток, повышать рентабельность, развивать экспорт и увеличивать базу местных поставщиков, добавляет Скворцов.

Стать прибыльным «АвтоВАЗ» рассчитывает в 2018 г. Прогноз по выручке и убытку по итогам 2016 г. Мор не назвал, но заметил, что в работе компании наблюдается постепенное улучшение финансового положения.