Peugeot ведет переговоры о покупке Opel

GM наконец может избавиться от подразделения, которое в 2009 году думала продать Magna и Сбербанку
Opel, которым GM владеет почти 90 лет, перестал приносить прибыль еще в конце прошлого века/ REDRIK VON ERICHSEN/ EPA

Французский автопроизводитель Groupe PSA, выпускающий автомобили Peugeot и Citroen, ведет переговоры с General Motors о возможной покупке ее европейского подразделения Opel (включая британский бренд Vauxhall). Об этом сообщили The Wall Street Journal и Bloomberg, после чего подтвердили GM и PSA.

«Мы подтверждаем, что рассматриваем различные стратегические возможности с GM с целью повышения нашей рентабельности и операционной эффективности, включая потенциальное поглощение Opel», – заявил представитель PSA. Представитель GM сказал WSJ, что компания обсуждает возможное углубление связей с GM, но не предоставил никаких подробностей. Акции PSA выросли во вторник на этой новости почти на 5%, благодаря чему рыночная капитализация компании достигла 16,3 млрд евро.

Представитель PSA напомнила, что у компаний уже есть ряд совместных проектов, например выпуск кроссоверов во Франции и Испании. Попытка заключить более широкий альянс не удалась. В 2011-2012 гг. GM купил долю 7% во глубоко убыточном на тот момент французском автопроизводителе. Вскоре после объявления о том, что китайская Dongfeng станет совладельцем PSA, в декабре 2013 г. американский автоконцерн продал свои акции.

В результате возможной сделки может появиться автопроизводитель, контролирующий около 16% европейского рынка. Это позволит PSA выйти на второе место в регионе после Volkswagen, обойдя французского конкурента Renault. Продажи Opel/Vauxhall увеличились в 2016 г. до 976 616 машин (рост 5,6%), согласно данным Ассоциации европейских автопроизводителей (ACEA), рыночная доля осталась стабильной — 6,7 %. Продажи Groupe PSA (бренды Peugeot, Citroen и DS) в Европе в 2016 г. составили 1,45 млн (снижение на 0,2%), доля рынка снизилась до 9,9% (на 0,7 п. п.).

Весь рынок легковых и легких коммерческих автомобилей ЕС составил в прошлом году 14,64 млн автомобилей (вырос на 6,8%), что сопоставимо с крупнейшими рынками мира - США и Китаем. К концу 2015 г. GM полностью вывела из Европы марку Chevrolet, чтобы не мешать продажам своего подразделения Opel/Vauxhall.

Opel, которым GM владеет почти 90 лет, перестал приносить прибыль еще в конце прошлого века. За последние полтора десятилетия его убытки составили $15 млрд, отмечает WSJ. В 2009 г. перед началом процедуры банкротства американской компании Opel был выставлен на продажу. Основным претендентом был консорциум канадской Magna и Сбербанка. Однако в ноябре того года перед подписанием договора о продаже совет директоров GM проголосовал против сделки — из-за начавшегося восстановления рынка, улучшения финансового положения самой компании и опасений, что в результате GM будет недостаточно представлена в Европе. GM долгое время полагалась на Opel в разработке автомобилей, более популярных в Европе, чем в США.

В начале этого десятилетия руководители GM заявляли, что не намерены продавать Opel в течение 10, а то и 15 лет, хотя были недовольны убытками, из которых подразделение так и не выбралось. В 2013 г. General Motors объявляла о трехлетнем плане инвестиций на 4 млрд евро ($5,2 млрд) в запуск новых моделей Opel. Согласно 10-летнему плану развития под названием Drive 2022, в середине десятилетия Opel должен был вернуться к прибыльности. Но в прошлом году GM вновь пришлось отсрочить выход на безубыточность Opel, ссылаясь на расходы, связанные с выходом Великобритании из Европейского Союза. В прошлом году европейские операции принесли GM убытки в $257 млн (против $813 млн в 2015 г.).

В 2015 г. Groupe PSA удалось получить 1,2 млрд евро чистой прибыли против 555 млн евро убытка годом ранее и добиться операционной прибыли автомобильного подразделения в 5%. Финансовые результаты за прошлый год группа объявит 23 февраля.

GM хочет выручить за Opel многомиллиардную сумму, поскольку перспективы подразделения улучшаются, пишет Bloomberg со ссылкой на знакомого с ситуацией человека. По его словам, переговоры по поводу суммы продолжаются.

Аналитик Evercore ISI Джордж Гэлльерс понимает, почему GM хочет продать свой европейский бизнес, но не понимает, какой интерес он может представлять для PSA. «Покупка даст им [производственные] мощности в Германии, одной из самых дорогих стран для выпуска автомобилей, и приведет к избытку мощностей», - утверждает он (цитата по Bloomberg).

Хоть соглашение может быть достигнуто в ближайшие недели, переговоры сложные и сделка может не состояться, пишет Bloomberg со ссылкой на источники.