«АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить экспорт почти на 75%

Ранее компания прогнозировала рост на 50%
«АвтоВАЗ» рассчитывает увеличить экспорт почти на 75%/ М. Стулов/ Ведомости

«АвтоВАЗ» улучшил прогноз экспорта на этот год. Концерн собирается в 2017 г. отправить на экспорт около 30 000 автомобилей, передал ТАСС слова президента компании Николя Мора. Это на 74% больше, чем «АвтоВАЗ» поставил за рубеж в 2016 г. Предыдущий прогноз компании был консервативнее – рост на 50%.

По словам Мора, основные зарубежные поставки придутся на страны СНГ. На главном для себя экспортном рынке – казахстанском – «АвтоВАЗ» планирует в 2017 г. занять не менее 25% рынка, рассказал Мор. В прошлом году в Казахстане официальными дилерами было продано 43 845 легковых и легких коммерческих автомобилей, в том числе 8146 машин Lada, по данным союза «Казавтопром». Получается, доля марки составила почти 19%.

Компания осваивает и европейский рынок. Например, в феврале она расширила модельный ряд в Германии, добавив новинку – Vesta (вторая по популярности модель концерна в России). В 2016 г. продажи Lada на немецком рынке выросли на 50% до 2272 шт., по данным «АвтоВАЗа». Германия стала вторым экспортным рынком бренда, обогнав Азербайджан, Белоруссию и Египет.

«Мы также хотим нарастить экспорт и в другие страны, например в Египет, Ливан, страны Латинской Америки, в том числе на Кубу», – сказал Мор. По его словам, с кубинским министерством транспорта обсуждаются тестовые поставки примерно 300 автомобилей Vesta и Largus, чтобы «проверить реакцию рынка». Контракт на поставку может быть подписан в 2018 г. «В последний раз мы продавали на Кубе новые машины 12 лет назад», – добавил президент «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ»

Автоконцерн
Основные акционеры – Alliance Rostec Auto (64,6%), Renaissance Securities (24,09%).
Капитализация – 50,9 млрд руб.
Выручка (МСФО, 2016 г.) – 184,9 млрд руб.,
Чистый убыток – 44,7 млрд руб.

Развитие экспорта поможет «АвтоВАЗу» снизить «некоторую зависимость от российского рынка, ситуация на котором пока остается неопределенной», передает ТАСС со ссылкой на Мора. В 2016 г. рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 11%, гласят данные АЕБ. В этом году Мор допускает смену тренда. Но пока падение продолжается: в январе российский рынок сократился на 5%, в феврале – на 4,5%.

«АвтоВАЗ» собирается наращивать экспорт и дальше: к 2036 г. он может вырасти до 200 000 машин, прогнозирует Мор. В июньском интервью «Ведомостям» он говорил: «В идеале мы хотели бы увеличить долю экспорта в общих продажах Lada с текущих 10% до 20% – по крайней мере в ближайшие пять лет».

Планирует значительно нарастить экспорт и другой российский производитель легковых машин – УАЗ. В 2016 г. компания, по словам ее представителя, экспортировала 3467 машин, в ближайшие три года рассчитывает выйти на поставки 20 000 автомобилей в год, а долю экспорта в общих продажах увеличить с 7% в 2016 г. до 30%.

Сейчас автопроизводители могут смелее планировать поставки за рубеж, комментирует сотрудник одного из автоконцернов. С 2016 г. государство начало поддерживать экспорт продукции автопрома, субсидируя часть транспортных расходов, затрат на адаптацию, сертификацию машин, напоминает он. Но тогда поддержка не заработала в полную силу – программа была утверждена во втором полугодии и была рассчитана только на 2016 г., с этого же года принцип изменился: государство обещает долговременную поддержку экспорта несырьевых секторов, включая автопром, говорит собеседник.

Российские автозаводы, загрузка которых в среднем составляет около 40%, заинтересованы в развитии экспорта, этому же способствует все еще низкий курс рубля, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Объемы поставок за рубеж пока невелики и кардинально не решают проблему низкой нагрузки, но экспорт важен также для диверсификации источников выручки и снижения зависимости от колебаний на российском рынке, добавляет он.